Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 25.09.2017, 03:01
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории разделов

ЛЬВОВ, Львовская обл. [192]
Новые факты и события по достопримечательностям которые внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, 1998 и многое другое
ПОДОЛЬЕ [53]
Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская области
АР КРЫМ [490]
Новости Столицы и области [222]
Все туристические новинки Киева в одном разделе
Новости СЕВАСТОПОЛЯ [94]
Херсонес "Таврический"
Украина, туризм, ЕВРО 2012 [116]
информационный центр "Укринформ"
Новости ВОСТОЧНОЙ и юго-восточной Украины [137]
Харьковская обл., Донецкая обл., Луганская обл. Днепропетровская обл., Запорожская обл.
ЗАКАРПАТЬЕ, ПРЕДКАРПАТЬЕ [319]
край туризма, жемчужина туристической Украины. Добро пожаловать в Карпаты!!!
ВОЛЫНЬ [29]
POST Житомирской, Ровенской и Волынской обл.
Новости Южных областей Украины [129]
Самые горячие новости с жаркого Юга Украины (Николаевская, Херсонская, Одесская обл.)
БУКОВИНА [19]
Историческая область в Восточной Европе. В настоящее время северная её часть (Северная Буковина)составляет Черновицкую область Украины без Хотинского района
СЕВЕР УКРАИНЫ [51]
Сумская и Черниговская обл.
Новости ЦЕНТРАЛЬНЫХ обл. [33]
Кировоградская обл., Черкасская обл., Полтавская обл.
АВИАТРАНСПОРТ [45]
"Воздушные" Новости
Новости АРХЕОЛОГИИ [129]
Уникальные находки, древние памятники. События, которые меняют ход истории
КОНТРАБАНДА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ [32]
Работа украинской таможни по возврату ценностей, которые представляют собой потерянное культурное наследие

Наш опрос

Чего не хватает сайту
Всего ответов: 329

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Форма входа

Яндекс.Погода 
 
 
 
 
НOВОСТИ САЙТА: 
 
- Памятники археологии Автономная республика Крым. Алушта Археологический комплекс "АЛУСТОН"-византийская сторожевая крепость:цитадель,базилика,храм,некрополь
 
- Cтатья, отчёт Рецепт отличного настроения на Новогодние праздники - ЗАКАРПАТЬЕ
 
- История и краеведение Пещерные комплексы, храмы, монастыри.КИЕВ Звіринецькі печери
 
- История и краеведение Церкви, костёлы, синагоги. Тернопольская обл. БУЧАЧ Покровская церковь,(Церква Святої Покрови опіки Матері Божої (1755 р.)
 
- История и краеведение Предкарпатье - ГУЦУЛЬЩИНА. Села Косівського району с.Соколівка
 
- Cтатья, отчёт Мыс Айа. Фотоотчёт
 
- ФотоальбомПРИРОДНОЕ БОГАТСТВО УКРАИНЫЛандшафный заказник "Мыс Айа"
 
- Cтатья, отчёт Тростянец - один день отличного отдыха
 
- История и краеведение 7 чудес Украины Кам'яні баби-кам'яна пластика від ІІІ тис.до н.е. - ХІІІ ст. н.е.
 
- Cтатья, отчёт Маленька подорож Заславськими руїнами
 

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

Лавра, конец 19-нач.20вв
 
Киево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. В XII веке получил статус «лавры» — главного большого монастыря. С лаврой связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия, просветителя Петра Могилы, историка Иннокентия Гизеля и многих других.
 Схема Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

  1. Троицкая надвратная церковь. святые врата Лавры
  2. Крепостные стены
  3. Башня Ивана Кущника
  4. Часовая башня
  5. Онуфриевская башня
  6. Малярная башня
  7. Никольский больничный храм
  8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
  9. Бывшие келии соборных старцев
  10. Бывшая иконная мастерская Лавры
  11. Большая Лаврская колокольня
  12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  13. Бывший экономический корпус
  14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
  15. Церковь Спаса на Берестове
  16. Ковнировский корпус
  17. Корпус бывшей типографии
  18. Бывший дом наместника Лавры
  19. Фонтан, бывший колодец
  20. Здание бывших митрополичьих покоев
  21. Бывшая трапезная палата
  22. Трапезная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия
  23. Южные ворота
  24. Крестовоздвиженская церковь. Церковь "Всех преподобных отцов печерских". Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
  25. Вход в Ближние пещеры
  26. Колокольня на Ближних пещерах
  27. Дебоскетовская (опорная) стена
  28. Аннозачатиевская церковь
  29. Церковные лавки
  30. Церковь Рождества пресвятой Богородицы
  31. Колокольня на Дальних пещерах
  32. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
  33. Галерея, ведущая к Ближним пещерам
  34. Галерея ведущая к Дальним пещерам
  35. Церковь Воскресения Христова
  36. Вход в Дальние пещеры через Аннозачатьевский храм
  37. Конференцзал, 45-й корпус
  38. Хозяйственные ворота
  39. Церковь "Живописный источник"
  40. Киевские Духовные Академия и Семинария
  41. Гостиница для священников
  42. Гостиница для паломников
  43. Колодец преп. Антония
  44. Колодец преп. Феодосия
  45. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-корпус
 
Киево-Печерская Лавра находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделённые глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришёл из Афона монах Антоний, уроженец г. Любеча. Житьё в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона.
 
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из г. Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Этот «небеси подобный» храм, один из древнейших в Киевской Руси, занимает особое место в жизни Православной Церкви и в отечественной культуре. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи.
  
Преподобный Антоний ПечерскийЧисло приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который определял правила проживания монахов в общежительных монастырях, а также порядок совершения богослужений. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями.
 
Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования. В 1073 г. была заложена каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в значительно изменённом виде, существует и поныне. Эта церковь над воротами главного входа в Монастырь и ее называют "Надбрамна". Полное название Церкви - Троицкая Надбрамная Церковь - "Церковь Святой Троицы над Брамой". Это просто чудо, что она сохранилась, поскольку на Монастырь в течение всей истории совершались многочисленные набеги, он перенес разрушительные пожары и другие нещастья, которые нанесли ему значительный ущерб.
 
В 1078 году еще не окрепшая  обитель (лавра) перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и, более того, в нем появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.
 
В 1151 году монастырь был разграблен турками, а в 1169 году при взятии Киева полчищами великого князя Андрея Боголюбского он был вопреки приказанию самого князя зажжен его союзниками, берендеями.
 
В 1205 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была вновь разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда полчища Батыевы взяли Киев и овладели всей южнорусской землей. Монастырь обезлюдел окончательно. Большая часть иноков была избита, часть уведена в плен, а оставшиеся в живых разбежались по лесам, и только изредка, тайком, могли пробираться в полуразрушенный храм и справлять божественную литургию на останках престола некогда великолепной Великой церкви. Хотя бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз еще и в последующие три века, как, например, в 1300 году, в 1399 году, в 1482 году, обитель вновь возрождалась и продолжала дело своего благоустройства.
 
Одновременно с внешним процветанием в ней не угасала и внутренняя, духовная мощь, благодаря которой Лавра могла стать оплотом против опасного врага - унии. Попытка униатов овладеть монастырем кончилась безуспешно в 1598 году при архимандрите Никифоре. Ян Кошиц, которому королевской грамотой было поручено захватить обитель, нашел монастырские ворота запертыми, а перед воротами несколько сот вооруженных казаков, гайдуков и монастырских крестьян.
Более счастливые времена для обители начались с присоединением Малороссии к России, но пожар 1718 года опять разорил ее, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку. Благодаря Петру Великому, монастырь вскоре восстановлен, а в 1786 году утвержден в степени лавры.
 
С первых же дней своего существования Лавра оказывала весьма сильное влияние на все стороны российской жизни. В отношении внешней стороны церковной жизни значение монастыря состояло в распространении его иноками православной веры как между русскими, так и инородцами. Известен своею миссионерской деятельностью преподобный Феодосий, немало потрудившийся для обращения киевских евреев в христианскую веру, а также подвижники Печерского монастыря Леонтий, Исайя и Аврамий. Леонтий, в сане епископа Ростовского, заботился о воспитании детей в духе христианства. Свои подвиги он закончил мученической кончиной. Исайя, преемник Леонтия на ростовской кафедре, стал продолжателем его дела, ходил по селам и городам ростовской и суздальской земли, истреблял идолов, строил храмы и многих обращал в христианство. Благодаря ему, был сокрушен идол Волос, пользовавшийся большим почетом у ростовцев. К инокам-миссионерам из Печерского монастыря принадлежал также св. Кукша. Никон Сухой, Евстратий и Герасим. Св. Кукша был распространителем христианства у вятичей, за что претерпел от них мученическую кончину. Никон Сухой, взятый в плен половцами, склонил к крещению своего господина-половчанина. Евстратий, подвергшийся вместе с 30 своими товарищами истязаниям от крымских евреев, предсказал им гибель от греков. Исполнение этого пророчества побудило многих евреев креститься. Св. Герасим, поселившись близ Вологды и построив монастырь св. Троицы, в течение 30 лет занимался обращением в христианство соседних финских племен.
 
Кирилл ТуровскийВелико значение в сфере внутренней жизни русской церкви просветительская деятельность монастыря. Уже при преподобном Феодосии в обители возник кружок любителей просвещения, во главе которого стоял сам преподобный игумен. Они собирали книги, читали их, переписывали и переплетали. Летописец Нестор свидетельствует, что сам Феодосий нередко прял нитки для переплета книг. О другом иноке Григории известно, что он ничего не имел у себя, кроме книг, и ворвавшиеся однажды в его келью воры ничего не нашли и вынуждены были уйти ни с чем.
 
Монастырское просвещение не ограничивалось стенами монастыря, но проникало из него в народную массу. Среди духовных писателей до-монгольского периода прежде всего известны проповедники преподобный Феодосий и , иноки монастыря. Первый оставил после себя несколько поучений к братии, в которых он, налагая обязанности иноков, обличает некоторые недостатки в их жизни. К народу он написал "О казнях Божиих" и "Против пьянства". Также ему принадлежат два послания к великому князю Изяславу: "О посте в среду и пяток" и "О варяжской вере". В последнем Феодосий, указывая на догматические и обрядовые особенности православных и латинян, запрещает православным сношения с латинянами. Кирилл Туровский был одним из самых блестящих проповедников своего времени, за что и получил у современников название Златоуста.
 
Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной русской летописи "Повести временных лет", в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился св. Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников.
 
В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI веке и возобновлена в XVIII столетии. У южной стены главного иконостаса покоились в кованной серебряной гробнице глава св. князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского, а у северной стены иконостаса мощи св. Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери - главная святыня Лавры. В приделе во имя св. Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. Здесь же в Великой церкви были погребены многие выдающиеся деятели: киевские митрополиты Петр Могила и Варлаам Ясинский, Тобольский митрополит Павел Конюшкевич, печерские архимандриты Иннокентий Гизель, Роман Копа и Лука Белоусович, князь Константин Острожский, граф П.А. Румянцев и граф И.В. Гудович. Снаружи у южной стены этой церкви находились гробницы католикоса имеретинского и абхазского Максима и княгини Наталии Борисовны Долгорукой, в монашестве Нектарии.Преподобный Феодосий Великий
На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперстные кресты, митры, палицы и облачения.
 
У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому.
 
Над Лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня 46 саженей высотой, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году.
 
Киево-Печерская Лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость", свой свечной завод и бесплатную трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.
 
К 1930 году монастырь был полностью ликвидирован. Начавшаяся эпоха музейного строительства была проникнута противоречивыми процессами. С оджной стороны, власти декларировали неустанную заботу государства об охране памятников истории икультуры, всячески при этом принижая духовное наследие исторического прошлого и искажая его истинное гуманитарное значение. С другой стороны, Заповедник стал научным и культурно-просветительским центром республики.
 
Огромный ущерб монастырю нанесла Великая Отечественная война. В 1942 году фашисты разрешили возобновить деятельность монастыря на нижней территории Киево-Печерского заповедника. Инициатором его возрождения стал бывший архиепископ Херсонский и Таврический Антоний (князь Давид Абашидзе), постриженец Киево-Печерской Лавры. Заигрывая с церковью, оккупанты, однако, не упускали из виду одну из главных своих целей: разграбить и уничтожить культурное, в том числе культовое наследие нашего народа. Фашисты днем и ночью вывозили на машинах ценности уникального музея. Они даже украли документы из архивов Киевских митрополитов, книги из личной библиотеки Петра Могилы.
3 ноября 1941 года в два часа дня фашисты взорвали жемчужину зодчества Украины - Успенский собор.
В 1961 году действующий монастырь, возобновленный на территории Нижней Лавры в годы Великой Отечественной войны, был упразднен, а его насельники изгнаны.
 
В 60-70 гг. в Заповеднике проводились восстановительные и ремонтно-реставрационные работы. В 1970 году реставраторы завершили работы в церкви Рождества Богородицы, в 1972 году отремонтировали предпещерную галерею, а в 1975 году галерею от Ближних к Дальним пещерам. В 1980 году была завершена реставрация фасадов Большой Лаврской колокольни и колокольни на Ближних пещерах, церкви Спаса на Берестове, а в течение последующих двух лет - Ковнировской колокольни, Никольской церкви, живописи Троицкой надвратной церкви, фасадов Трапезной церкви и палаты и др.
 
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной Печерской общине передана территория Ближних пещер.  
 
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
 
Более 200 лет звонница Киево-Печерской лавры оставалась самым высоким сооружением не только в Украине, но и в царской России, о чем, кстати, упоминал Голохвастов, герой знаменитой комедии "За двумя зайцами". А находиться во время звона на Большой лаврской колокольне с непривычки очень тяжело - сила звуковых волн оглушает, и надо открывать рот, чтобы не лопнули барабанные перепонки.
 
1. Из уст многих наших православных сограждан можно услышать о том, что основавший Лавру Преп. Антоний Печерский сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения. То же самое утверждает и хорошо известная ныне редакция "Киево-Печерского Патерика" - сборника посвященных древней истории Лавры сказаний и жизнеописаний ее подвижников. Между тем, в древнейших вариантах "Патерика" не упоминается даже факт пребывания мощей Преп. Антония "под спудом". Предание же об утвержденной особыми знамениями недоступности мощей подвижника отражено в другом, многими забытом документе. Это дневник немецкого посла Э. Лясоты, посетившего Киев и осматривавшего лаврские пещеры в 1594 г. Сопровождавший Лясоту инок рассказал гостю, что перед своей кончиной Преп. Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры, и в этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода.
 
2. Из созданных на Руси "Патериков" Киево-Печерский был самым древним и наиболее известным. Упоминаемые в нем лаврские подвижники совершали свое земное служение в XI - начале XIII вв. При всем этом сам "Киево-Печерский Патерик", как единая книга, оформился позднее, на рубеже XIV-XV вв. В состав книги входят творения, написанные разными авторами, в разное время и в разных местах. Это посвященные лаврским подвижникам отрывки из древнерусских летописей, составленное Преп. Нестором Летописцем (умер ок. 1111 г.) "Житие Преп. Феодосия Печерского", творения Св. епископа Суздальского Симона (умер в 1226 г.) и современного ему лаврского инока Поликарпа.
 
3. О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Кто не слышал о подземных ходах, связывающих Лавру с другими монастырскими пещерами Киева, Чернигова, Псково-Печорской и Почаевской обителей? Действительно, общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но с остальными подземными обителями Руси Лавру связывает лишь преемственность традиции иноческого пещерножительства. Лаврские же подземелья делятся на четыре вида: собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; хозяйственные погреба, имеющие порой много камер-отделений и этажей; инженерные коммуникации - отопительные и водоотводные каналы.
 
4. В знаменитой карстовой пещере "Оптимистическая" на Западной Украине не так давно спелеологами был освоен еще один труднодоступный грот, названный ими "Киево-Печерской Лаврой".
 
5. Согласно древнерусским былинам, в пещерах Лавры лежит и тело воина Илии Муромца. Этот факт не упоминается в "Киево-Печерском Патерике", но отражен в ряде других письменных источников. В посвященной описанию Лавры и изданной в 1638 г. книге "Тератургима" лаврский инок Афанасий Кальнофойский говорит о том, что в пещерах почивает Св. Илия, которого называют еще Чобитьком. Мощи мужа, именуемого Чобитьком, видел еще в 1594 г. в пещерах и немецкий посол Э. Лясота. Ему рассказали, что Чобитько был богатырем и носил свое прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов сапогом - чоботом. Тот же Э. Лясота видел в киевском Софийском соборе опустевшую гробницу некоего легендарного воина Илии Моровлина. Следовательно, до перенесения в Лавру мощи богатыря почивали в стенах Софии. Когда в советское время ученые решились подвергнуть мощи Препп. Печерских исследованиям, то наиболее удивительные данные были связаны с именем Св. Илии Муромца. Правдой оказалось даже то, что прежде считалось откровенным домыслом былин. Рост подвижника составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность Св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни его позвоночника. Подвижник обладал сильной мускулатурой. На его теле обнаружены боевые раны, одна из которых стала, по-видимому, смертельной. Земную жизнь Св. Илии "Тератургима" относит к XII в.

6. С начала XVII в. письменные источники упоминают о существовании напротив Святых врат Лавры женского Вознесенского Киево-Печерского монастыря, чьей игуменьей стала в конце столетия принявшая монашество мать гетмана Украины Ивана Мазепы. В 1711-1712 гг. обитель упразднили, а ее инокинь присоединили к числу насельниц другого киевского женского монастыря - Флоровского. Существует мнение, отраженное даже в трудах некоторых историков, будто закрытие Вознесенской обители было актом глумления российского царя Петра I над памятью Мазепы за переход последнего на сторону шведов в Северной войне. Есть и другая точка зрения, согласно которой поступок гетмана и судьба обители не связаны между собой. Дело в том, что еще в 1707 г., т.е. до перехода Мазепы к шведам, на прилегающей к Лавре территории началось предписанное указом Петра I строительство большой крепости, требовавшее значительного преобразования лаврских окрестностей. Но даже после упразднения Вознесенского монастыря, превращенного в приход, многие его постройки, в том числе храм, оставались на своем месте.
 
7. До недавних пор историки были уверены в том, что архитектор Ф.Б. Растрелли неоднократно приезжал в Киев, где в 1749-1762 гг. возвел храм Св. Апостола Андрея Первозванного. Основанием для такой уверенности служили составленные и подписанные архитектором в Санкт-Петербурге чертежи лаврских пещер. Считалось, что в Киеве Растрелли изготовил схемы подземелий для последующей разработки проекта их укрепления. Новейшие исследования показали, что архитектор никогда не бывал в Киеве. В предложенный Растрелли проект Свято-Андреевского храма, в связи с незнанием автором киевского рельефа, пришлось вносить изменения.

8. Центральный вход Киево-Печерской лавры, через нижний ярус Троицкой надвратной церкви, издавна именуют Святыми вратами. Это одно из старейших сооружений Украины, возведенное в 1106 году на средства черниговского князя Святослава, добровольно оставившего свой престол и взявшего при постриге в монахи Печерского монастыря имя Николая Святоши. Часть своего имущества он раздал бедным, а часть пожертвовал на строительство лаврских каменных ворот, церкви святой Троицы и больницы для немощных монахов. В прежние времена через Святые врата разрешалось проходить (а не проезжать!) лишь князьям и высшему духовенству. Для прочих мирян существовали калитки, устроенные по обеим сторонам ворот. С тех пор в лавре строго соблюдается традиция на входе снимать головные уборы.

9. За Святыми вратами начинается центральная лаврская улица, на которую выходят окна старинных корпусов. По преданию, в их кельях селили сосланных и принудительно постриженных опальных князей, бояр и другую знать. Надевая по принуждению монашеский клобук и рясу, опальники и в монастыре не отказывали себе в мирских удовольствиях. Летом в этих помещениях, имеющих стены метровой толщины, сохранялась прохлада. Зимой же натопить здание было невозможно. Чтобы в келье стало тепло, монахам требовалось положить в печь целый воз дров. Только в кельях монастырской пекарни и просфорни было жарко - жар печей распространялся по всему зданию. Метровая толщина стен порождала буйные фантазии. Считали, что в них спрятаны клады. В первые годы советской власти представители революционных властей тщательно простукивали монастырские стены, рассчитывая таким образом отыскать монастырские ценности.

10. Прямо напротив центрального входа в лавру виднеется Большая лаврская колокольня. Первый фундамент под нее заложили еще в 1707 году - на это благое дело гетман Украины Иван Мазепа пожерт-вовал 4 тысячи царских рублей. Достроили звонницу только в 1744 году. Все строительные работы велись под руководством немецкого архитектора Иоганна Шеделя. Колокольня высотой 96,5 метра стала самым грандиозным башенным сооружением в Российской Империи. Даже Ивановская колокольня Московского Кремля оказалась на 11 метров ниже. Говорят, Иоганн Шедель, расписываясь в платежной ведомости, начертал по-немецки: "Сия звонница в Киево-Печерской лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется... и на вечность оная звонница стоять будет". И оказался прав. Даже после того как в 1941 году был взорван Успенский собор, колокольня устояла. Только спустя два века после возведения главной колокольни Киево-Печерской лавры, в 1951 году, было установлено, что она наклонена на 62 сантиметра на северо-восток. Возможно, это связано с близостью оползневых склонов правого берега Днепра. Поэтому Большую лаврскую колокольню иногда сравнивают с Пизанской башней. Но, в отличие от знаменитого итальянского сооружения, у нашей наклон не увеличивается. За всю историю лаврской колокольни на ней зарегистрированы два случая суицида. Последний произошел два года назад, когда 65-летний мужчина бросился вниз со звонницы, находящейся на капитальном ремонте.

11. На втором ярусе колокольни раскачивается маятник лаврских курантов, на котором могли кататься двое послушников. Действующий часовой механизм установлен на колокольне в 1903 году. При сроке гарантии 15 лет он до сих пор не нуждается в ремонте. Там же, на втором ярусе, висел 1600-пудовый (19-тонный) царь-колокол. Его язык обычно начинали раскачивать задолго до начала звона два дюжих монаха. На третьем ярусе располагался механизм курантов и остальные колокола. В течение всенощной дежурный звонарь, чтобы по нескольку раз не спускаться и не подниматься по 374 ступеням, оставался на колокольне и прислушивался к сигнальному колоколу Успенского собора. Когда пономарь из алтаря дергал веревку на языке колокола, это означало начало общего звона - и с Лаврской колокольни раздавался гул большого колокола. Находиться во время звона на колокольне с непривычки было тяжело. Сила звуковых волн буквально оглушала, и следовало открывать рот, чтобы не лопнули барабанные перепонки.

12. Справа от Успенского собора высится ширококупольная Трапезная церковь. Иконостас нежно-розового цвета вырезан из миланского мрамора. В советские времена здесь был расположен Музей атеизма, и экскурсанты лицезрели укрепленный под сводами Трапезной маятник Фуко, который наглядно демонстрировал, что Земля таки вертится.

13. У стен Трапезной церкви находится могила премьер-министра России Петра Столыпина, смертельно раненного в киевской опере анархистом Дмитрием Багровым. Уже падая, Петр Аркадьевич успел перекрестить царскую чету, сидевшую в ложе. Он знал, что будет убит, о чем написал в своем завещании: "Я хочу быть погребенным там, где меня убьют". Поначалу было принято решение о захоронении Столыпина в пантеоне на Аскольдовой могиле, но царь настоял, чтобы тело предали земле в Киево-Печерской лавре. Городская дума посмертно избрала Столыпина почетным гражданином Киева, переименовала Малую Владимирскую улицу в Столыпинскую (сегодня улица Олеся Гончара) и начала сбор средств на памятник. В хрущевские времена надгробие с могилы Столыпина было снято и упрятано на долгие годы в колокольне на Дальних пещерах. Несколько десятилетий об этом варварстве напоминал только кусочек нового асфальта на месте известного захоронения. Не так давно мощное надгробие вновь воссоздали, и теперь на могиле Петра Столыпина каждый день появляются свежие цветы. Нынешние российские патриоты, среди которых известный кинорежиссер Никита Михалков, заявляют о необходимости перезахоронения останков мученика в России.

14. За Трапезной церковью расположена смотровая площадка, с которой открывается красочный вид на Ближние и Дальние пещеры, Днепр и панораму левобережья. В былые времена под этим местом находились монастырские погреба, где на глубине в пять этажей монахи хранили продукты: соленья, картошку, свеклу. 

15. Внизу перед выходом из Верхней лавры, который запирался на ночь железными коваными воротами, раньше находился киоск по продаже просфор и хлеба. Слава об изумительном вкусе монастырской выпечки доходила до императорского двора. Что уж говорить о простых мирянах, мечтающих испробовать подобное лакомство. Уже на рассвете паломники, торопясь на заутреню в Успенский собор, приобретали свежевыпеченные хлебцы и просфоры.

16. Мощи основателя лавры Антония Печерского недоступны для всеобщего обозрения. По преданию, перед своей кончиной Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры, и в этот же миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же послушники попытались откопать завал, навстречу им вырвались огонь и вода. В лаврских пещерах захоронен также славный воин Илья Муромец. Второе его прозвище - Чобитько. Богатырь носил его с тех пор, как отбился от врагов сапогом-чоботом. Самым удивительным результатом исследований ученых стал рост былинного героя - 177 сантиметров (в Древней Руси этот рост считался внушительным). Былинную информацию о неподвижности Ильи Муромца до 30-летнего возраста также подтвердили данные о болезни его позвоночника. При подготовке материала использованы воспоминания доктора права, юрисконсульта лавры с 1918 года Ивана Никодимова "Воспоминания о Киево-Печерской лавре".

назад                                                                                                     следующая страница>>
Вверх
Rambler's Top100

Copyright MyCorp © 2017 TURSON | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
 
При каком-либо использовании материалов или фото, обязательно указывайте ссылку с названием сайта "Украина, туризм и Вы"