Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
Церковь была построена в 1106-1108 годах как оборонная башня над воротами главного входа в Монастырь.
Сама церковь находится на втором этаже над воротами.
Массивные колонны разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет апсиды сферической формы с восточной стороны (апсиды можно увидеть только изнутри - наружные стены гладкие). Несколько узких окон, прорезающих стены, и общий визуальный эффект движения вверх создают ощущение приподнятой легкости. Конструкция церкви несет отпечаток типичного строительства церквей 11-12 веков, которое было распостранено во времена Киевской Руси.
В конце 17 века и в течение 18 церковь была значительно реконструирована в стиле Украинского Барокко и она обрела свой современный вид. Реконструкция привела к появлению "укороченного" купола, изменилось внтреннее убранство и появились новые росписи стен. Первоначальный аскетический вид был вытеснен барочной "игривостью".
В 1730-1740х годах группа художников из Художественной Иконописной школы монастыря раписала церковь иконами (темпера и масло). Темы для всех фресок были взяты из Библии, но на декор, орнаменты и цветное решение в значительной степени повлияли традиции украинского фольклорного искусства. Имена художников долгое время оставались неизвестными и были определены недавно благодаря исследованиям в архивах. Четыре фрески заслуживают особого вимания из-за высокого художественного мастерства их выполнения: "Поход праведников в рай"- на северной стене при входе в церковь, "Никейский Вселенский Собор"- на западной стене, "Изгнание торговцев из храма" - над входом, "Крещение эфиопов апостолом Филиппом"- на южной стене. Поскольку все части церкви имеют определенное символическое значение, вход в церковь не является исключением - он символизирует путь к Богу. На фреске на стене изображен "Поход праведников в рай". Их ведут ангелы, которых послал Бог Отец, изображенный на потолке. Рай изображен как воображаемый ландшафт, по которому свободно бродят павлины, слоны, верблюды и другие экзотические животные.
Фреска в центральном апсиде церкви посвящена Первому вселенскому собору в Никее. В самом центре композиции среди многих фигур можно выделить Императора Константина, окруженного церковными иерархами. Художники не побеспокоились о том, чтобы одежда персонажей отвечала прошедшим временам, и одели их в костюмы 18 века. С левой стороны фрески изображен Гетьман Иван Скоропадский. Фреска изгнания Торговцев из Храма, которая находится над входом, имеет очень динамическую композицию, где Торговцы, которых выгоняет Иисус Христос, идут к настоящим дверям в стене.
В 30-40-х гг. ХVІІІ в. восточный и западный фасады церкви были украшены в стиле украинского барокко, для которого присущи пышная декорированость, динамичность, праздничность. Именно тогда куполцеркви приобрел грушевидную форму с маковкой и ажурным крестом, а вокруг него были установлены декоративные позолоченные рипиды. Росписи на фасадах и внутренних стенах церкви выполнены темперой и маслом мастерами лаврской иконописной школы Иоанном, Феоктистом, Алимпием Галикоми другими, а восточный и западный фасады церкви были украшены пышным растительным орнаментом, вырезанным по свежей известковой штукатурке мастером Василием Стефановичем. Росписи экстерьера изменяли довольно часто. Последние выполнены в 1900-1902 годах под руководством В.Д.Сонина.
В центре восточного фасада церкви в ажурном медальоне изображена Богородица, а над ней - Иисус, который учит учеников верить в Троицу. Вокруг расположены изображения архангелов Михаила и Гавриила, ветхозаветных пророков, а также многочисленные русские святые, среди которых князь Михаил Черниговский и боярин Федор, принявшие в ханской орде смерть, оставаясь верными земле русской.
Восточный фасад выходил на Соборную улицу и противостоял главному храму - Успенскому собору. Поэтому его внешнему виду было уделено значительное внимание. Однако, вместе с тем, он не должен был своим убранством противоречить главной церкви Лавры. Поэтому лепнинаи стенопись этого фасада выполнены в целом сдержанно. Сквозь них просвечивает первозданная структура сооружения.
Западный фасад церквибыл украшен более нарядно чем остальные, что придавало Троицкой церкви эффектный и впечатляющий вид, как и надлежало надвратной церкви влиятельного и богатого монастыря. В центре его мы видим изображение "Борогодицы Печерской с предстоящими Антониеми Феодосием", обрамленное пышным растительным орнаментом, а вокруг него, на пилястрах, размещены фигуры русских князей Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, а также Антония и Феодосия Печерских.
И.С.Ижакевичв 1901-1902 годах при входе в Святые врата на уступах крепостных стеннаписал композиции "Собор преподобных Ближних пещер" и "Собор преподобных Дальних пещер".
В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас, выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями в стиле украинского барокко. Он изготовлен из липы в технике "сквозной резьбы". Мастера - творцы резного "фона" иконостаса - украсили его беспрерывным плетением кружева, резными насквозь рамами, утонченными колонками, карнизами, картушами, пьедесталом с антаблементом и перекинутой над царскими вратами "триумфальной" аркой с надписью "Сии врата Господни. Праведные внидут в них". Щедрая позолота иконостаса в значительной мере дополняют художественное убранство храма. Образы иконостаса соответствуют требованиям, которые ставила перед живописцами Киево-Печерская лавра: чтобы лики святых отображали глубокую мудрость, вдохновение, неземной покой, углубленное созерцание таинственного будущего, что и было воплощено художниками малярни Никольського Больничного монастыря Федором (Феоктистом) Павловским, Яковом (Алимпием) Галиком, Афанасием (Адрианом) Улазовским и другими в 30-гг. ХVІІІ в.
В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас, выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями в стиле украинского барокко. Он изготовлен из липы в технике "сквозной резьбы". Мастера - творцы резного "фона" иконостаса - украсили его беспрерывным плетением кружева, резными насквозь рамами, утонченными колонками, карнизами, картушами, пьедесталом с антаблементом и перекинутой над царскими вратами "триумфальной" аркой с надписью "Сии врата Господни. Праведные внидут в них". Щедрая позолота иконостаса в значительной мере дополняют художественное убранство храма. Образы иконостаса соответствуют требованиям, которые ставила перед живописцами Киево-Печерская лавра: чтобы лики святых отображали глубокую мудрость, вдохновение, неземной покой, углубленное созерцание таинственного будущего, что и было воплощено художниками малярни Никольського Больничного монастыря Федором (Феоктистом) Павловским, Яковом (Алимпием) Галиком, Афанасием (Адрианом) Улазовским и другими в 30-гг. ХVІІІ в.
Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг. Вдоль западной стены храма - ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-х гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасидии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского Больничного монастыря. Пол устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на Брянских заводах Демидова в 1732 г.
Живопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в красках, в котором православное догматическое учение о Церкви изложено художественным языком эпохи барокко, с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с ее тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами. Украинский народный колорит также нашел свое отображение в трактовке персонажей и изображении природы.
Живопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в красках, в котором православное догматическое учение о Церкви изложено художественным языком эпохи барокко, с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с ее тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами. Украинский народный колорит также нашел свое отображение в трактовке персонажей и изображении природы.
Сюжеты живописи взяты из истории христианской церкви и библейских легенд. Среди них привлекают внимание композиции: "Шествие праведников в рай" - в притворе церкви, "Первый Вселенский (Никейский) собор" - на западной стене храма, "Крещение эфиопа апостолом Филиппом" и "Изгнание торгующих из храма" - на северной стене церкви. Каждую композицию храма и притвора сопровождают надписи, которые раскрывают содержание изображений. Они помогают приблизиться к пониманию замысла лаврских теологов, которые создали сложную иконографическую программу церкви, и являются фактически цитатами из богослужебной и проповеднической литературы ХVІІ-ХVІІІ вв.
Вся поверхность стен и оконных откосов притвора и церкви, не занятая тематическими росписями, отведена под изображение пейзажа. Пейзаж, который занимает значительную часть живописи Троицкой церкви, имеет символическое содержание, ведь в православной богословской традиции Церковь сопоставляется с вечнозеленым деревом, как говорил Иоанн Златоуст в своем слове на день Пятидесятницы, "лозы ее и насаждения увянуть не могут, деревья плоды приносят и листва их не упадет, не подлежит времени истления".
Источник:
1. http://www.kplavra.kiev.ua (текст+фото: фасады и живопись, лави)
2. http://www.kievLavra.ru (фото)
3. http://www.expressiysv.kiev.ua
4. http://www.hotels-kiev.com
5. http://www.russcity.ru (фото1)
6. http://yarowind.livejournal.com (фото 3,4)