Город КРЕМЕНЕЦ, руины замка на горе БОНА
Кременецкий район, Тернопольская область
Сейчас первым упоминанием считается Ипатьевская летопись, в которой Кременец упоминается в 1227 г. как город Галицко-Волынского княжества в связи с разгромом русскими польских и венгерских войск. Тогдашний владелец замка Мстислав Удатный полностью разбил войска короля Андрея ІІ.
«Там Боны есть гора: своею тенью длинной
Дарит она щедро весь городок старинный.
И замок на горе, колеблем облаками,
В круговороте их меняет очертанья.
Днем блещет амбразур лазурными очами,
Короной в трауре встает в ночном тумане.
И древних стен зубцы ползут безмолвно, сонно
По серебру луны, когда она всплывает
Из чащ, где тополя огромны как колонны».
В 1701 г. городской староста Вишневец-кий пригласил в город иезуитов, прибравших к рукам униатскую церковь и Богоявленский монастырь. В 1731-1743 гг. представители ордена по проекту П. Гижицкого возводят комплекс величественных строений, состоящих из костела и учебных корпусов, и открывают в нем иезуитский коллегиум .
Состоит из костела, келий и надвратной колокольни. Костел построен в стиле позднего барокко, одномефный, с удлиненным прямоугольным в плане пресбитерием и нартексом, три членения которого выходили в неф полуциркульными арками. Неф перекрыт полуциркульным сводом с распалубками, сходящимися в шелыге, алтарная часть — крестовыми сводами. Подпружные арки свода опираются на пристенные пилоны, декорированные спаренными пилястрами тосканского ордера. Такими же пилястрами с антаблементом оформлены фасады сооружения. Кельи примыкают к южному фасаду костела. Колокольня построена в первом десятилетии XX в. Трехъярусная, нижний ярус с въездными воротами — прямоугольный в плане, два верхних — четверики, уменьшающиеся в объеме. Памятник является эклектичным сооружением, сочетающим черты стилей позднего барокко и псевдорусского.
Богоявленский монастырь
(ул. Ю. Словацкого, 16). Построен в стиле классицизма. Кирпичный, прямоугольный в плане, одноэтажный с цокольным полуподвальным этажом. Главный вход оформлен четырехколонным тосканского ордера крыльцом — «танком». Планировка комнат анфиладно-секционная. На фасаде дома — мемориальная доска, свидетельствующая, что в этом доме в 1814—1828 гг. жил великий польский поэт Юлиуш Словацкий. В 1969 г. во дворе дома установлен мраморный бюст поэта. В здании размещается городская библиотека им. Ю. Словацкого. Памятник интересен как образец городского усадебного дома XVIII в.
Дом-музей Ю.Словацкого
(ул. Медовая, 3). Здание перестроено. Состоит из двух домов, накрытых отдельными двускатными крышами и имеющих общую внутреннюю стену. Соотношение размеров короткой и длинной сторон обоих домов (10X20 м) соответствует структуре камениц, сложившейся в XVI— XVII вв. в украинских городах. В современном состоянии дом двухэтажный со сводчатыми подмлами, камеры которых соответствуют первоначальным объемам домов. Планировка жилых помещений изменена. Углы подчеркнуты рустом, щипцы декорированы барочными вазами, окна чердачных помещений — замками. Памятник принадлежит к характерному типу украинских камениц, дает представление о древней застройке центральной части старого города.
Дом "Близнецы"
(ул. Базарная, 7). Характерен для застройки Кременца этого периода. Деревянный, каркасной конструкции, оштукатурен. Прямоугольный в плане, одноэтажный с мансардой. Крылья мансардного этажа выходят торцами на четыре фасада дома. Западный и восточный торцы имеют балконы на колоннах. Коньки крыш мансарды находятся на одной высоте с коньком четырехскатной крыши основ- Жилой дом «Близнецы» по ул. Медовой, 3 в г. Кременце. Конструкции крыши установлена на выпусках балок перекрытий, создавая полуметровый свес. Внутренняя стена разделяет дом на две половины, планировка помещений соответствует первоначальной. В 1976 г. осуществлена реставрация памятника. Памятник интересен сочетанием классицистических принципов композиции с характерными приемами, выработанными местными народными мастерами более раннего периода.
(ул. Крупской, 1). Построем по проекту архитектора П. Гижицкого. Состоит из костела и двух учебных корпусов. Является основным компонентом застройки центральной части города. Костел трехнефный, с трансептом и двумя башнями на фасаде. Шесть пилонов поддерживают систему полуциркульных и крестовых сводов. Четыре западных пилона при помощи подпруж-ных арок и парусов несут купол на круглом барабане (высота сооружения в интерьере до зенита купола 28 м). Боковые нефы расчленены на капеллы, перекрытые индивидуально. Основная роль в создании динамичной выразительности интерьера отведена многократным раскреповкам арок, пилястр, антаблементов (этот же прием применен на фасаде). С юга и севера к нартексу костела примыкают два учебных корпуса с небольшими ответвлениями, образующими перед главным восточным фасадом курдонер, а перед западным— двор. Перекрыты системой крестовых сводов. Фасады всего комплекса зданий разбиты иа «зеркала», окна оформлены ушастыми наличниками с замковыми камнями. Курдонер огражден балюстрадами с декоративными вазами и кованой решеткой. Парк и ботанический сад основаны в 1809 г. Д. Миклером. Ансамбль памятника является характерным произведением архитектуры позднего барокко на Волыни.
Коллегиум
Был построен для францисканского монастыря. В 1832 г. костел превращен в Николаевский собор. Костел возведен в готико-ренессансном стиле, представлял собой однонефное сооружение с полигональным пресбитерием и квадратной в плане купольной часовней на южном фасаде. В середине XVIII в. приобрел барочный декор, а также расширен боковыми нефами и притвором. Надвратная башня перестроена в стиле барокко (архит. П. Гижицкий). В современном виде сооружение трехнефное, с полигональным алтарным объемом, прямоугольным в плане притвором и купольной часовней. Центральный неф перекрыт крестовыми ненарушенными сводами, боков.ые — полуциркульными с распалубками, алтарь — полуциркульным и сомкнутым с распалубками сводами. В интерьере средний неф представляет собой самостоятельный объем, имеет в каждой продольной стене по одному выходу в боковые нефы, оформленные позднебарочными порталами. Купол часовни посажен при помощи ступенчатых тромпов оригинальной конструкции, расчленен кольцом профилированного карниза и увенчан фонарем в ренессансном стиле. Кельи примыкают к северному фасаду собора. Здание каменное, Г-образное в плане, двухэтажное. Перекрытия первого этажа — крестовые своды, второго —- плоские. Архитектурный декор отсутствует.
Николаевский собор
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
Номери з усіма вигодами.
Додатково: паркінг, СТО, автомийка, бар, сауна.
«Едем», готель. Тернопільська обл., м. Кременець, вул. О. Лятуринської, 15/2. Тел.: (03546) 2-49-39, 2-39-96, (097) 717-72-48.
У готелі 21 двомісний номер, 4 двокімнатних апартаменти.
Додатково: бар, ресторан, конференц-зал, більярд, сауна, басейн, паркінг.
«Омета», готель. Тел.: (03546) 2-60-47, 2-67-97.
Знаходиться біля Цукрового заводу, у віддаленій від центру частині міста. Номери з вигодами та без.
«Острів», готель. Тернопільська обл., м. Кременець, вул. Дубенська, 145а. Тел.: (03546) 2-26-74.
Розташований поруч з автостанцією. В готелі номери люкс, напівлюкс, двомісні, чотиримісні.
Додатково: паркінг, кафетерій, перукарня, відділення банку.
Тел.: +38 (095) 367-03-38; +38 (066) 611-96-03. За 20 хвилин Ви зможете дістатися від комплексу до Почаєва. Готель та ресторан знаходяться поруч.
Для поиска других отелей используйте hotelscombined.com, сервис сравнивает цены в десятках систем бронирования, таких как booking.com
Памятники истории национального згачения Тернопольской области