Путешествуй самостоятельно

  • Главная
  • Новости
  • Отчеты
  • Вход
Каталог достопримечательностей Украины
Памятки национального значения
  • Памятки истории
    • Автономная Республика Крым
    • г.Киев
    • Винницкая, Волынская области
    • Днепропетровская, Донецкая области
    • Житомирская, Запорожская, И-Ф, Киевская, Кировоградская области
    • Луганская, Львовская, Николаевская области
    • Одесская, Полтавская, Сумская и Тернопольская области
    • Харьковская, Хмельницкая, Херсонская области
    • Черкасская, Черниговская, Черновецкая области
  • Памятки архитектуры
    • г. Киев
    • Киевская область
    • Закарпатська область
    • Львовская область
    • Днепр., Харьков, Херсон, Хмельницк, Черкассы, Полтава, И-Ф. областей
    • Сумская область
    • Черниговская область
    • Луганская область
    • м. Севастополь
  • Памятки археологии
    • г.Киев, Севастополь
    • Автономная республика Крым
    • Винницкая область
    • Волынская, Днепропетровская области
    • Донецкая область
    • Житомирская, Закарпатская области
    • Запорожская, И-Ф области
    • Киевская область
    • Кировоградская область
    • Луганская, Львовская области
    • Николаевская, Одесская, Полтавская области
    • Ровенская, Сумская, Тернопольская области
    • Харьковская, Херсонская области
    • Хмельницкая область
    • Черниговская область
    • Черкасская область
  • Памятки монументального искусства
    • г.Киев, Севастополь, Винницкая-Львовская области
    • Одесская - Черниговская области
Заповедники

Историко-культурные

Природные

Сакральное зодчество

Храмы и монастыри

Пещерные комплексы

Фольклор

Городские истории и легенды

Легенды Карпат

Легенды Крыма

TravelSmart маршруты

Заграница

Украина

История и краеведение

7 чудес Украины

Дворцы, усадьбы, резиденции

Закарпатье-зелёная жемчужина

Замки и крепости

Прикарпатье

 Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры

 

1Церковь была построена в 1106-1108 годах как оборонная башня над воротами главного входа в Монастырь.
 
Сама церковь находится на втором этаже над воротами.
 
Массивные колонны разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет апсиды сферической формы с восточной стороны (апсиды можно увидеть только изнутри - наружные стены гладкие). Несколько узких окон, прорезающих стены, и общий визуальный эффект движения вверх создают ощущение приподнятой легкости. Конструкция церкви несет отпечаток типичного строительства церквей 11-12 веков, которое было распостранено во времена Киевской Руси.
 
В конце 17 века и в течение 18 церковь была значительно реконструирована в стиле Украинского Барокко и она обрела свой современный вид. Реконструкция привела к появлению "укороченного" купола, изменилось внтреннее убранство и появились новые росписи стен. Первоначальный аскетический вид был вытеснен барочной "игривостью". 
 
 
В 1730-1740х годах группа художников из Художественной Иконописной школы монастыря раписала церковь иконами (темпера и масло). Темы для всех фресок были взяты из Библии, но на декор, орнаменты и цветное решение в значительной степени повлияли традиции украинского фольклорного искусства. Имена художников долгое время оставались неизвестными и были определены недавно благодаря исследованиям в архивах. Четыре фрески заслуживают особого вимания из-за высокого художественного мастерства их выполнения: "Поход праведников в рай"- на северной стене при входе в церковь, "Никейский Вселенский Собор"- на западной стене, "Изгнание торговцев из храма" - над входом, "Крещение эфиопов апостолом Филиппом"- на южной стене. Поскольку все части церкви имеют определенное символическое значение, вход в церковь не является исключением - он символизирует путь к Богу. На фреске на стене изображен "Поход праведников в рай". Их ведут ангелы, которых послал Бог Отец, изображенный на потолке. Рай изображен как воображаемый ландшафт, по которому свободно бродят павлины, слоны, верблюды и другие экзотические животные.
 
 
  Троицкая надвратная церковь
Фреска в центральном апсиде церкви посвящена Первому вселенскому собору в Никее. В самом центре композиции среди многих фигур можно выделить Императора Константина, окруженного церковными иерархами. Художники не побеспокоились о том, чтобы одежда персонажей отвечала прошедшим временам, и одели их в костюмы 18 века. С левой стороны фрески изображен Гетьман Иван Скоропадский. Фреска изгнания Торговцев из Храма, которая находится над входом, имеет очень динамическую композицию, где Торговцы, которых выгоняет Иисус Христос, идут к настоящим дверям в стене.
 
фасадВ 30-40-х гг. ХVІІІ в. восточный и западный фасады церкви были украшены в стиле украинского барокко, для которого присущи пышная декорированость, динамичность, праздничность. Именно тогда куполцеркви приобрел грушевидную форму с маковкой и ажурным крестом, а вокруг него были установлены декоративные позолоченные рипиды. Росписи на фасадах и внутренних стенах церкви выполнены темперой и маслом мастерами лаврской иконописной школы Иоанном, Феоктистом, Алимпием Галикоми другими, а восточный и западный фасады церкви были украшены пышным растительным орнаментом, вырезанным по свежей известковой штукатурке мастером Василием Стефановичем. Росписи экстерьера изменяли довольно часто. Последние выполнены в 1900-1902 годах под руководством В.Д.Сонина. 
 
В центре восточного фасада церкви в ажурном медальоне изображена Богородица, а над ней - Иисус, который учит учеников верить в Троицу. Вокруг расположены изображения архангелов Михаила и Гавриила, ветхозаветных пророков, а также многочисленные русские святые, среди которых князь Михаил Черниговский и боярин Федор, принявшие в ханской орде смерть, оставаясь верными земле русской. 
Восточный фасад выходил на Соборную улицу и противостоял главному храму - Успенскому собору. Поэтому его внешнему виду было уделено значительное внимание. Однако, вместе с тем, он не должен был своим убранством противоречить главной церкви Лавры. Поэтому лепнинаи стенопись этого фасада выполнены в целом сдержанно. Сквозь них просвечивает первозданная структура сооружения.
     

фасадЗападный фасад церквибыл украшен более нарядно чем остальные, что придавало Троицкой церкви эффектный и впечатляющий вид, как и надлежало надвратной церкви влиятельного и богатого монастыря. В центре его мы видим изображение "Борогодицы Печерской с предстоящими Антониеми Феодосием", обрамленное пышным растительным орнаментом, а вокруг него, на пилястрах, размещены фигуры русских князей Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, а также Антония и Феодосия Печерских.
     

И.С.Ижакевичв 1901-1902 годах при входе в Святые врата на уступах крепостных стеннаписал композиции "Собор преподобных Ближних пещер" и "Собор преподобных Дальних пещер".

В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас, выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями в стиле украинского барокко. Он изготовлен из липы в технике "сквозной резьбы". Мастера - творцы резного "фона" иконостаса - украсили его беспрерывным плетением кружева, резными насквозь рамами, утонченными колонками, карнизами, картушами, пьедесталом с антаблементом и перекинутой над царскими вратами "триумфальной" аркой с надписью "Сии врата Господни. Праведные внидут в них". Щедрая позолота иконостаса в значительной мере дополняют художественное убранство храма. Образы иконостаса соответствуют требованиям, которые ставила перед живописцами Киево-Печерская лавра: чтобы лики святых отображали глубокую мудрость, вдохновение, неземной покой, углубленное созерцание таинственного будущего, что и было воплощено художниками малярни Никольського Больничного монастыря Федором (Феоктистом) Павловским, Яковом (Алимпием) Галиком, Афанасием (Адрианом) Улазовским и другими в 30-гг. ХVІІІ в. 
 
Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг. Вдоль западной стены храма - ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-х гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасидии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского Больничного монастыря. Пол устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на Брянских заводах Демидова в 1732 г. 

живопис притворуЖивопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в красках, в котором православное догматическое учение о Церкви изложено художественным языком эпохи барокко, с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с ее тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами. Украинский народный колорит также нашел свое отображение в трактовке персонажей и изображении природы.
 
Сюжеты живописи взяты из истории христианской церкви и библейских легенд. Среди них привлекают внимание композиции: "Шествие праведников в рай" - в притворе церкви, "Первый Вселенский (Никейский) собор" - на западной стене храма, "Крещение эфиопа апостолом Филиппом" и "Изгнание торгующих из храма" - на северной стене церкви. Каждую композицию храма и притвора сопровождают надписи, которые раскрывают содержание изображений. Они помогают приблизиться к пониманию замысла лаврских теологов, которые создали сложную иконографическую программу церкви, и являются фактически цитатами из богослужебной и проповеднической литературы ХVІІ-ХVІІІ вв. 
 
Вся поверхность стен и оконных откосов притвора и церкви, не занятая тематическими росписями, отведена под изображение пейзажа. Пейзаж, который занимает значительную часть живописи Троицкой церкви, имеет символическое содержание, ведь в православной богословской традиции Церковь сопоставляется с вечнозеленым деревом, как говорил Иоанн Златоуст в своем слове на день Пятидесятницы, "лозы ее и насаждения увянуть не могут, деревья плоды приносят и листва их не упадет, не подлежит времени истления".
 
 
  
Живопис вівтарної апсиди 20-30 гг. 18 в. Крещение эфиопа апостолом Филиппом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 Троицкая надвратная церковь. Фрагмент настенной росписи. XVIII в.
 
 
стасіі (лави), 30-ті роки 18 ст.
2
33
 
4
 
Источник:
 
1. http://www.kplavra.kiev.ua (текст+фото: фасады и живопись, лави)
2. http://www.kievLavra.ru (фото)
3. http://www.expressiysv.kiev.ua
4. http://www.hotels-kiev.com
5. http://www.russcity.ru (фото1)
6. http://yarowind.livejournal.com (фото 3,4)
 

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

назад                                                                         Главная
Copyright TursonCorp © 2025
  • Главная
  • Новости
  • Отчеты о путешествиях
  • TravelSmart маршруты
  • 7 чудес Украины




  • Замки и крепости
  • Дворцы, усадьбы
  • Храмы и монастыри
  • Заповедники
Украина онлайн
Besucherzahler
счетчик посещений
Каталог сайтов «ua24.biz» Бесплатный конструктор сайтов — uCoz
Новости
Что посмотреть

Волынская область  Ивано-Франковская область  Черниговская область

Львовская область  Сумская область  Закарпатская область

Полтавская область  Киевская область  Винницкая область

Автономная республика Крым  Луганская область  Донецкая область

Житомирская область  Одесская область  Тернопольская область 

Запорожская область  Хмельницкая область  Черкасская область

Херсонская область  Ровенская область  Харьковская область

Черновицкая область  Николаевская область  Кропивницкая область