Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
Западный фасад церквибыл украшен более нарядно чем остальные, что придавало Троицкой церкви эффектный и впечатляющий вид, как и надлежало надвратной церкви влиятельного и богатого монастыря. В центре его мы видим изображение "Борогодицы Печерской с предстоящими Антониеми Феодосием", обрамленное пышным растительным орнаментом, а вокруг него, на пилястрах, размещены фигуры русских князей Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, а также Антония и Феодосия Печерских.
В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас, выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями в стиле украинского барокко. Он изготовлен из липы в технике "сквозной резьбы". Мастера - творцы резного "фона" иконостаса - украсили его беспрерывным плетением кружева, резными насквозь рамами, утонченными колонками, карнизами, картушами, пьедесталом с антаблементом и перекинутой над царскими вратами "триумфальной" аркой с надписью "Сии врата Господни. Праведные внидут в них". Щедрая позолота иконостаса в значительной мере дополняют художественное убранство храма. Образы иконостаса соответствуют требованиям, которые ставила перед живописцами Киево-Печерская лавра: чтобы лики святых отображали глубокую мудрость, вдохновение, неземной покой, углубленное созерцание таинственного будущего, что и было воплощено художниками малярни Никольського Больничного монастыря Федором (Феоктистом) Павловским, Яковом (Алимпием) Галиком, Афанасием (Адрианом) Улазовским и другими в 30-гг. ХVІІІ в.
Живопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в красках, в котором православное догматическое учение о Церкви изложено художественным языком эпохи барокко, с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с ее тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами. Украинский народный колорит также нашел свое отображение в трактовке персонажей и изображении природы.