Храм Рождества Святой Богородицы расположен вблизи пологого берега. Гуйвы, замыкая перспективу одной из периферийных сельских улиц. Окруженный металлической оградой, возле которой, к востоку от церкви находится могила Викентия Тарасевича.
Начало строительства храма Рождества Святой Богородицы приходится на 1784. В 1793 строительство здания завершилось. Об этом свидетельствует и надпись на белокаменной плите, сохранившаяся в церкви, на латинском языке: «ESTO NOBIS CLEMENS MALE GRATIS PAR CITO MATER 1793» ( «помилуй нас просто грех прощая МАТЬ 1793»).
На месте храма до 1784 года стоял деревянная церковь, которую продали в с. Березовка, Махновского уезда. С северной стороны храма стояла каменная, низкая, «чисто в польском стиле» колокольня, которая не сохранилась.
В 1843 году на средства Тимофея Обуховского построена деревянная церковь Животворящей Троицы.
Храм построен в архитектурных формах классицизма с элементами позднего барокко, поэтому уже лишен монументальности и разнообразия планов. Конец XVIII в. характеризовался завершающим этапом стиля барокко и распространению классицизма, пришел в противовес господствующему здесь до сих пор барокко.
Интересно композиционно-планировочное решение храма. Здание храма - каменное, тинькованное, есть крест-купольный в плане, одноглавое, с прямоугольной в плане апсидой, к которой с севера и юга примыкают ризница и пономарня, размещенные между рукавами креста.
В 1863 появляется приходская школа.
фото: Kiyanka
Наибольшую ценность храма составляет интерьер, украшенный уникальным монументальной росписью, фресками, удивительным образом сохранились до нашего времени почти в их первоначальном виде. Их автором является Йозеф Прехтль - известный художник-монументалист, который работал на Подолье и Волыни на заказ магнатов и шляхты.
К сожалению, почти все работы художника-монументалиста были тем или иным образом уничтожены полностью, или сохранились частично. Единственная из работ И. Прехтля, в церкви Рождества Святой Богородицы с. Иванков, сохранилась до наших дней. В общем, внутренний вид храма производит довольно приятное впечатление на посетителя" Замечательные позднобарокковые фрески полностью покрывают все стены и своды храма.
Читайте иакже: #TravelSmart: маршруты по Украине "Житомирщина туристическая по следам наследия сахарного магната"
Монументальная живопись в храме Рождества Святой Богородицы один из последних, выполненных темперными красками. Существуют противоречия, по технике исполнения: alsecco (темперой по сухой штукатурке) или alfresko (по влажной). Возможно, художник владел обеими техниками. Однако не вызывает сомнений идейное содержание. Все рисованные сцены хорошо узнаются, среди них: «Изгнание торговцев из храма», «Символ Святого Духа», «Возвращение блудного сына» и др. Четко и отчетливо выступают в них хорошо и плохо, борьба и страдания, утверждение принципов простой и строгой морали.
Характерным признаком этих росписей является отхождение от канонических стандартов, индивидуализация характера со стремлением к жизненности образов, экспрессии, «очеловечивания» святых, приближение небесного, высокого - к земному. Все это свидетельствует о влиянии на художника традиций так называемого украинского барокко, с присущими ему чертами, в чем отличаются от западноевропейского.
Что посмотреть в Андрушёвском районе?
Достопримечательности Житомирской области
Памятки археологии национального значения
Памятки истории национального значения