Церковь Святого Василия Великого
г. Овруч, Житомирская область
Васильевская церковь — самый древний храм города Овруча, входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря, памятник архитектуры национального значения. Сооружена в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем на месте деревянного храма.
Строительством руководил древнерусский зодчий Пётр Милонег, один из четырёх архитекторов домонгольского периода, чьи имена сохранила история. По архитектуре храм близок Софии Киевской. Во внешнем оформлении использованы киевские, смоленские и гродненские приёмы, создающие строгое и одновременно богатое убранство храма.
фото: mr-brut.livejournal.com
В 997 году великий князь Владимир посетил Овруч и построил там деревянную церковь во имя святого Василия Великого, именем которого он был назван при крещении. Церковь эта называлась Васильевская Златоверхая, так как крыша её была вызолочена. Она простояла более 100 лет, а потом князь Рюрик Ростиславич поставил на том месте новый каменный Васильевский Златоверхий собор.
Храм был построен в византийском стиле, с пятью куполами. В XIII веке церковь святого Василия дважды была разрушена татарами (1240, 1299), но каждый раз обновлялась в прежнем виде.
Овруч. Церковь Василия, конец XII в. Западный фасад, план и поперечный разрез
В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами. Развалины просуществовали до 1842 года, когда при раскопке фундамента, свод обрушился и от Васильевского храма уцелела одна алтарная восточная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь. Длина храма была 24 аршина, ширина — 14 аршин. В 1860 году предполагалось очистить от мусора и разравнять место вокруг развалин Васильевской церкви, укрепить железными связями, стены покрыть железными отливами.
Восстановлена в 1907-1909 годах известным архитектором А.В. Щусевым (мавзолей Ленина, церковь Спаса в Натальевке на Слобожанщине) в древнерусских формах. Реставраторы церкви Василия руководствовались такими главными принципами: все древние части постройки были оставлены в неприкосновенности; документированные части здания были выполнены из нового кирпича, изготовленного по старому образцу; все дополнения сделаны из кирпича белого цвета, отличавшегося от древней части постройки.
Проект восстановления Васильевской церкви в Овруче О.Щусева. 1908, фото: pslava.info
Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII века, то есть с пониженными подпружными арками. Все надежные древние части руин включены в новую кладку без изменений. Купол, две башни и апсиды покрыты свинцовыми листами, основная крыша — листовым железом. Купол позолочен. Вместо деревянных (как в древности) установлены железные связи (для имитации дерева обшиты досками).
Кирпич древнего образца изготовлялся на местном заводе. Наново выложены ступени на хоры в башнях. Ход в южной стене сделан по подобию северного, который частично сохранился. Полы уложены на уровне древнего порога и вымощены местным кварцитом.
Возле сохранившихся стен уложены древние шиферные плиты. Скобянка выполнена на основании старинных рисунков и образцов. Сооружение четырехстолпное, трёхалейдное, крестовокупольное, одноглавое. К западному фасаду примыкают две круглых в плане лестничные башни — уникальное явление для XIIв. Башни и апсиды расчленены профилированными вертикальными тягами, а фасады — пучковыми пилястрами сложного профиля и декорированы рядами поребрика и аркатурными поясами.
В сооружении использован интересный приём декорации фасадов — инкрустация стен камнями, утопленными в кирпичную кладку и отшли фованными с лицевой поверхности. Этот приём, известный гродненским зодчим, — свидетельство связи двух городов на Киевском торговом пути. Вдоль северной и южной стен нтерьера сохранились галереи, которые имели оборонное назначение (аналогии в Борисоглебской церкви в городе Гродно).
Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Александр Петрович Блазнов. Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. На освящение приезжал имератор Николай ІІ и подарик церкви иконостас.
фото: Сергей Клименко
В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В 1907-1911 годах храм расписан художником А.П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви.
Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня.
К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест.
Что ещё посмотреть в г. Овруч?
-
Свято-Преображенский собор. В 1678 г. на месте нынешнего Спасо-Преображенского кафедрального собора был возведен иезуитский коллегиум и костел. При закрытии в 1773 г. ордена иезуитов костел перешел в ведение униатского ордена монахов-базилиан, в1831 г. – стал православным городским собором, а в 1937 году был уничтожен. После учреждения Овручской епархии УПЦ(1993), в 1990–2001 гг. на старых фундаментах по проекту А. Ф. Савченко был возведен новый собор.
-
Памятник Олегу Святославовичу. На месте первого захоронения древлянского князя Олега Святославича установлен монумент – глыба из черного габбро. Отметим, что князь Олег погиб во время штурма Овруча (Вручия) его братом Ярополком Святославичем. В 1044 по приказу Ярослава Мудрого останки Олега Святославича были крещены и перезахоронены в Десятинной церкви в Киеве. В 1812 году группа офицеров Волынского ополчения против Наполеона на свои средства изготовила памятник Олегу – князь на бронзовом коне. Позже этот памятник был демонтирован.
Где найти проживание путешествуя?
Для поиска отелей используйте hotelscombined.com, сервис сравнивает цены в десятках систем бронирования, таких как booking.com.
Например, путешествуя по Житомирской области по маршруту #TravelSmart маршрут: Полесье-загадочный край древних Древлян в город Овруч заночевать можно в г. Коростень.