Церковь святой Анны или Горянская ротонда (замок, городище) - ужгородская жемчужина
Тип сооружения: городище, замок, возможно-оборонный храм
Где находится? Закарпатская обл., г. Ужгород, проулок Музейный, 6
GPS Координаты: |
48°36'22''N, 22°20'13''E |
Где найти проживание на время своего путешествия?
Для поиска отелей используйте hotelscombined.com, сервис сравнивает цены в десятках систем бронирования, таких как booking.com
Горянская РОТОНДА (ХІІст) – один из ценнейших памятников храмовой архитектуры Украины, своим значением и возрастом уступает разве что Софии Киевской (построена Ярославом Мудрым в 1011р.) и и Кирилловской церкви. Единственный в Украине действующий храм такой ранней постройки и самое давнее каменное церковное здание на Закарпатье. Место, где находится ротонда, в научной литературе определяется как одно из возможных мест расположения славянского городища, захваченного венграми на рубеже ІХ— Х вв.
Вид с фасада - барочную башенку надстроли в 18 веке, но в целом отсюда церковь Святой Анны весьма невзрачна
Маленькая церквушка Святой Анны принадлежит к тройке ротонд (две из них расположены на территории Венгрии - в селах Кисшзомбор и Корчо. И вроде еще одна — в Армении), которые по своему архитектурному облику не имеют аналогов во всем мире. Шестиугольное, цилиндрическое построение было возведено, как часовня местного феодала, еще в ХII веке (так принято считать).
Издавна Горянская ротонда была известна как костел Святой Анны и церковь Святого Николая, однако самое первое посвящение храма совершено в 1409 году в честь Святого Иоанна. В настоящее время храм, в котором находится церковь Покрова Пресвятой Богородици Мукачевской греко-католической епархии, состоит из двух построенных в разное время частей: собственно ротонды (ХII—ХIII вв.), и более позднего нефа (XІV—XV вв.).
Ротонда (с итальянского — круглое строение) перекрыта куполом, опирающимся на шестиугольный барабан с шестью окнами. В толщину стен (2—2.5 м) врезаны шесть апсид. Внешне барабан украшен кирпичным орнаментом, который является реконструкцией архитектора Отто Стегло. Толща стены сооружения также прорезана двумя окнами, из которых аутентичным является лишь восточное.
Очень колоритна гонтовая кровля, а вот древнюю кладку скрывает толстенный слой штукатурки
Но самая большая ценность храма, отмечает доктор искусствоведения Михаил Приймич, — его комплекс настенной живописи, датирующийся ХІV — ХV вв. Сегодня можем констатировать, что фрески Горянской ротонды являются единственным на территории Украины экземпляром проторенесансной живописи, сохраняющим «постджоковский» период. Горянской ротондой в ХІІ — ХІІІ веках владела семья Другетов. Поскольку они были итальянцами, фрески создавал тоже кто-то из итальянской школы художников. Если сравнить эти фрески с фресками этого же периода Северной Италии — Тосканы или с базиликой Св. Франциска, то увидим большое сходство. Внутренние стены расписаны в ХІІІ в. художниками в стиле итальянской раннеренесансной школы Джотто.
На двух ярусах фресок ротонды вместились самые важные сюжеты из Евангелия. Изображения нанесены в два рядя, каждый из которых имеет начало и завершение. Сюжеты передают эпизоды земного существования и жизни Иисуса Христа: Тайная вечеря, Христос перед Пилатом. На каждом из абсид вверху строения изображены по два апостола, поэтому вместе их 12. Внутри купола должен был быть изображен Христос, но сегодня в ротонде этого изображение уже не разглядеть.
Посредине центральной стены ротонды изображен Христос, который держит в руках книгу с надписью «Я есть свет».
«Бегство в Египет» - на ней Мать закрывает Младенцу пальчиком рот. Это воспринимают вроде как мотивацию, чтобы ребенок не заплакал и семейство не было разоблачено во время бегства в Египет. Но учтем, что перед нами – не просто искусство, это сакральное искусство! И почему никто больше нигде не использует такой эпизод – когда Мадонна закрывает рот Младенцу? - говорит екскурсовод Е.Кудря. Такой сакральный образ можно встретить только в египетской мифологии, где Исида прикрывает рот Гору, богу жизни. Он означает, что Дитя-Божество имеет тайные знания даже в таком юном возрасте.
А теперь посмотрите на осла: его глаза словно с египетских картин, со стрелками! Но и это не все: заметьте, чем животное занимается. Упрямый осел схватил Иосифа за полу одежды. Здесь также прослеживается поразительная параллель: на фресках египтян изображали не троицу, а четверо богов: Гора, Исиду, Осириса и Сета, его брата, – в образе осла или крокодила. По сюжету этих картин брат всегда вредит Осирису, хватает его, тянет в другую сторону с верного пути.
Тайная вечеря 1367 г.
Еще одна изюминка — горянская ротонда единственная такая в стране, хотя у нас выявлено еще 22 храма-ротонды (второй пол. Х — первой пол. XIV ст.). Этот храм в плане шестиугольный, но шестиугольник этот настолько сглажен, что почти все исследователи изображали план фундамента круглым. В толщу стен (2-2,5 метра) врезано шесть полукруглых ниш, своды которых соединены между собой. На них строители поставили шестиугольный тамбур, пробитый шестью готическими окнами. Вторую часть памятника — прямоугольный готический неф пристроили к ротонде в ХV веке. В XVIII веке здесь построили большую башню, а в 1912 г. над западным фасадом церкви была надстроена деревянная колокольня. Тогда же были проведены первые реставрационные работы: укреплены фундаменты ротонды, очищены фрески, зашиты трещины, построена новая куполообразная кровля. В течение долгого времени храм принадлежал римо-католической общине, и только после 1949-го года перешел к православным верующим. В 1959 году в храм попала шаровая молния, после этого его закрыли из-за аварийного состояния. Позже церковь стала филиалом Закарпатского краеведческого музея. И только в 1991 году ротонду передали Мукачевской греко-католической епархии. С тех пор здесь действует храм в честь Покрова пресвятой Богородицы, проводятся регулярные богослужения.
Одной из угроз уникальным фрескам Горянской ротонды до недавнего времени было чрезмерное увлажнение стен. Чтобы избежать этого, с разрешения Министерства культуры Украины, в прошлом году был сделан дренаж с отводом от фундамента памятника грунтовых вод и заменена цементная штукатурка, которой покрыли внешние стены ротонды в ХХ веке, традиционной известковой. Уже сегодня виден результат этих работ — внутренние стены высохли, исчезла плесень, а фрески стали выглядеть более выразительно. Работам предшествовали археологические раскопки около сооружения, которые выполняла археологическая экспедиция УжНУ на основе соответствующих разрешений Министерства культуры Украины и Института археологии НАН Украины.
Читайте также: Археологи про артефакты найденные у Горянской ротонды в Ужгороде / ФОТО