Достопримечательности, сакральное зодчество
Зборовский район, Тернопольская область
Населённые пункты:
Город Зборов
Музей Зборовской битвы - сражение между запорожскими и польскими войсками во время восстания Хмельницкого 1648 — 1654 годов, произошедшая 5 (15) августа — 6 (16) августа 1649 возле города Зборов, Галиция
GPS: 49.666157, 25.137530
Церковь Преображения Господнего, 1794 г.
Церковь (деревянная) на этом месте была со времени основания города. Рядом с церковью сразу же проходил городской вал со стеной. На месте старой деревянной церкви стараниям о. Стефана Зарудского был сооружен новый храм. Чудотворная икона Распятого Христа сохранялась в храме до Первой мировой войны. Во время отступления ее вывезли с собой советские власти. Сегодня в церкви Преображения установлена ее копия
GPS: 49.665723, 25.139577
пгт. Заложцы
Руины Заложецкого замка, 1516 г.
GPS: 49.796000, 25.382325
Руины костёла Св. Антония, 15 в., построен гетманом коронным Марцином Каменецким. В 1730 году, когда владельцем Заложецкого замка стал гетман Юзеф Потоцкий, костел перестраивается и приобретает готических, ренессансных и барочных черт одновременно. В начале ХХ века храм вновь реставрируют и упорядочивают. К готических форм добавили барочные элементы. Высокие стены, высокие готические окна, изысканные арочные перекрытия, пышные крипты по бокам. Костел разрушила русской артиллерией во время Первой Мировой войны, храм был восстановлен. Во время Второй мировой войны костел снова разрушили они же. В дальнейшем костел не восстанавливался. Текст: В. Гуменюк
GPS: 49.795399, 25.380571
Покровская церковь, 1740 г. Монастырский храм, впоследствии костел, а потом церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в центральной части села, вблизи дороги, проходящей деревней, в районе который называется Новыми Заложцами. Фото, текст:
Сёла:
с. Беримовцы
Церковь Св. Евстахии Плакиды, 1924 г., фото:
с. Бзовица
Деревянная церковь Успения Пр. Богородицы, 1701/1924 гг., фото: map.ugcc.ua
с. Вирлов
Церковь Св. Михаила, 1924 г.
Первую деревянную скромную церковь Св. Арх. Михаила, которая была приходской, крестьяне начали строить в 1840-х гг., когда священником был о. Иван Стрельбицкий храм освятили 21.11.1861 г. Во время первой мировой войны церковь сожгли. Весомую роль прихода сыграл о. Иосиф Филиппович. Его назначили администратором, а вскоре священником. Филипович в 1924 году призвал жителей села к строительству новой деревянной церкви, очевидно, на месте предыдущей, возле кладбища. Работы продолжались до 1927 года - тогда церковь посвятили. Во время правления коммунистической власти, церковь принудительно закрыли в период с 1961 до 1991 гг.
с. Волчковцы
Церковь Св. Дмитрия, 1724, перестраивалась в конце 1940-х гг. Первоначально церковь была многоэтажной, после войны частично разрушена
с. Высыповцы
Церковь Св. Параскевы, 1868 г.
с. Годов
Деревянная церковь Арх. Михаила, 1928 г. в стиле украинского модерна
Церковь спроектировал известный в то время архитектор Александр Лушпинский. Церковь стоит на месте предыдущей деревянной церкви. Освятил церковь епископ Никита Будка. Роспись церкви в 1969-1970 гг. Выполнил и сделал иконостас в 1981-1982 гг. художник Микулишин. С 1989 года церковью пользуются греко-католики. Церковь крещатая в плане с одним верхом, алтарь ориентирован на юг, на углах бабинца устроены восьмибоковые башни, которые, как и верх над навой, покрывают многоярусные бани. Деревянная колокольня не сохранилась, вместо нее есть каменная. Текст и фото: А. Санько
с. Гукаловцы
Римо-католический костёл, нач. 20 в.
с. Детковцы
Польский костёл Петра и Павла/Св. Николая, 1904 г., фото: В. Бойко
В советское время служил амбаром, здесь сохранились аутентичные центральные двери, и те, что ведут к захристии, оригинальные резные балки, основы для витражей
с. Жабыня
Костёл 1936 г., фото: И. Дорожко
Восскресенская церковь оборонного значения, 1636 г., фото: И. Дорожко
с. Кальное
Деревянная церковь Восскресение Христово, 1811 г. Говорят, что церковь привезли из Залозцев. Предыдущая церковь в Кальном была очень сильно повреждена огнем. В послевоенный период прихожан Кального на десятки лет советская власть лишила права молиться в родной церкви. Официальное разрешение от государственной власти на восстановление в церкви богослужения получили осенью 1987, но в принадлежности к РПЦ (Русской Православной Церкви). В 1992г. община снова влилась в лоно УГКЦ. В 2011 году община села отметила 200-летие своей святыни. Церковь расположена на террасе склона у кладбища. По размерам небольшая, трёхструбная, имеет один верх. На 2018 год церковь не успели "испортить" современными материалами. Деревянная колокольня на два яруса расположена ниже церкви. Текст и фото: А. Сенько
с. Кобзарёвка
Римо-католический костёл, нач. 20 в., фото:velomandrivka.blogspot.com/news.24tv.ua
Чтобы спасти костёл от разрушения, в помещении решили разместить музей села Кобзаревка. Его жители устроили субботник и сделали ремонт. В алтарной части старого католического костела повесили портреты украинских гетманов. Рядом с Богданом Хмельницким и Иваном Мазепой установили картину казацкого полковника Ивана Богуна. А еще сделали выставку посвященную Тарасу Шевченко - в честь его и назвали деревню
с. Кокутковцы
Храм И. Хрестителя, 1883 г.
Костёл Св. Марии, нач. 20 в. Возведён на средства Франциска Сакович из Альбанивки. В советские годы использовался как склад минеральных удобрений
с. Куровцы
Деревянная церковь Вознесения, 1858 г.
По воспоминаниям жителей села, святыню купили в каком-то селе на Волыни в 1750 году (или в 1760-х гг.). Здание в разобранном состоянии привезли в село, собрали у старой святыни, освятили, а старую церковь разобрали. В 1891 г. приcтраивают бабинец, а вход в него переносят в южную стену. Старые гонтовые крыши здания перекрыли бляхой в начале ХХ в. Во время ремонта церкви в 1960-х гг. стены обивают досками. Церковь использовала община УГКЦ. Реставрирован в 1858 году старый иконостас, в советский период перерисовали художники-любители. На месте старой деревянной колокольни находится каменная колокольня на две арки, а у церкви - старые надгробные кресты. Текст: В. Книш, фото:
с. Мильно
Римо-католический костёл Ивана Крестителя в готическом стиле, 1914 г., фото:
Костел в годы Первой мировой войны был поврежден, но не разрушен. В. Дайчак проектировал и наблюдал за восстановлением разрушенной башни костела в 1925-1930-е годы. Фасад костела состоит из высокой башни, которая внизу была обрамлена восемью треугольными малыми башнями. Вверху, на большой башни была размещена корона и шар с крестом. На верхних крайних элементах здания фасада высились каменные фигуры апостолов Петра и Павла. Именно эти святые всегда пользовались большим уважением у католиков среди других. Крыша и верхний крест башни покрыты цинковой жестью. Своды крыши и башни - из тесаного белого песчаника и кирпича. Внутри костела пол был выложен черными и кремовыми керамическими плитками. Шесть массивных колонн достигали свод, двери деревянные, окна чугунные. Судьба костела, как и всей польской общины, была трагической. 1944 года, после депортации польского населения советской властью, все метрики и записи были переданы в греко-католическую церковь с. Мильно. Таким же способом удалось спасти от уничтожения часть икон (Матери Божьей Неустанной Помощи и Иисуса Христа), ручной крест, фигурки св. Петра и Павла, каменную купальницу, скамейки. После войны, когда образовали колхоз, коммунисты Божий храм превратили в колхозный амбар (текст: wikipedia.org)
с. Нетерпинцы
Деревянная церковь Вознесения Христова, 1877 г. Местные жители рассказывают, что церковь купили (деньги собирали всем селом) и привезли со Львовской обл. (с. Винники), т.е церковь ещё старше. Фото: facebook/zaliztsi museum of local lore
с. Носовцы
Деревянная церковь Воздвижения Честного Креста, 1879 г., фото: Oksana Yaremchuk
с. Озёрная
Костёл Св. Йосипа, 1864 г.
Церковь Пр. Троицы, 1893 г., колокольня 1907 г.
Усыпальница Баранских, 19 в., фото: М. Ритус
с. Плесняны
Римо-католический костёл, 1936 г. Часовня построена из кирпича, состоит из прямоугольного нефа, закрестия и полукруглой апсиды; фасад треугольного завершения. Окна забиты досками, а в некоторых выбиты стекла. В интерьере разделена на два этажа. Фото: koscioly.livejournal.com
с. Ренев
Римо-католическая церковь Богоматери Польской, 1938/1908 г., фото: М. Ритус
с. Розгадов
Церковь Св. Параскевы, построена в 1911 г. на месте старой, разобранной и проданной в с. Осиповка (юзефка), где она впоследствии сгорела. Из старой церкви до сих пор остались церковная утварь, а также боковой престол Матери Божьей, который в старой церкви был главным, много икон на стене и иконостасе. Новую деревянную церковь строили при о. Евстахии Данилевиче. 29 июня 1938 с визитацией в приходе побывал епископ Иван Бучко. Во время визитации епископ освятил главный престол, который сохранился до сих пор. До 1946 г. приход принадлежала к УГКЦ. Церковь и деревянная трехъярусная колокольня тотально восстановлены греко-католической общиной (стены обили гонтом, заменили двери, окна). Крещатая в плане, имеет три вершия, текст: А. Сенько
с. Славная
Церковь Покрова Пр. Богородицы, нач. 18 в., фото: И. Дорожко
- Сыровары
- Травотолоки
- Тростянец
- Тустоголовы
- Футоры
- Хомовка
- Храбузна
- Цебров
- Цецовка
- Чернихов
- Чёрный Лес
с. Чистопады
Костёл, нач. 20 в., фото: velomandrivka.blogspot.com
с. Ярчовцы
Церковь Параскевы, часовня, которую в 1990 году перестроили на церковь, фото: vicarman.blogspot.com