MENU
фото 30-х годов
Cимволом древнего Кременца, дата основания которого до нынешнего времени остается предметом полемики, есть крепость на горе Боне. Некоторые исследователи утверждают, что название горы, а также название замка походит от имени королевы Боны. Хотя по данным энциклопедии сама кременецкая крепость была построена в дохристианский период приблизительно в VIII-IХ столетии, первое упоминание о Кременце встречается в польской хронике в 1064 г. Но исследователи М. Белинский и Т. Липинский в трудах «Старобытная Польша» считают, что нет оснований или каких-то сведений об основании кременецкого замка.

По версии польского монаха-путешественника XVII столетия Шимона Окольского, в 1073 году польский король Болеслав Смелый шел на Русь на помощь родственнику князю Изяславу. В Киеве взорвалось восстание. По пути Болеслав зашел в Кременец, но получить его не смог. Тогдашний обладатель города и замка Дениско Мокосий добровольно вступил на службу к их польскому королю. За это король якобы подарил Мокосию грамоту, которой закрепил за родом Мокосиев права на вечное владычество Кременцем и замком.

Ипатиивская летопись вспоминает Кременец как город Галицко-Волынского княжества лишь в 1226 году. Интересными являются описания волынских городов-замков, в том числе кременецкого замка, который сделал архиепископ францисканского ордена Джованни да Лиан де Карпини в 1248-1249 гг. Это еще раз подтверждает, что кременецкий замок существовал задолго до правления королевы Боны.

4 апреля 1536 года внук Ягайла (Владислава II) Сигизмунд И Старый - король польский и большой князь литовский - привилегией передает замок кременецкий с селами жене Боне. Королева Бона владела Кременецкой волостью в 1536-1556 годах.
 
На этой горе руины, словно корона
Внизу огнями светят вечера.
Что осталось? Бона, Бона, Бона!
Имя, печаль темной горы.

 
Эти строки баллады о дикой розе - королеве Боне - были написаны заведующей кафедрой украинистики римского университета «Ла Сапьенца», автором вступительного слова к «Энциклопедии Киево-могилянской академии в именах 17-18 века», поэтессой Оксаной Пахлевской под впечатлением от пребывания в Кременце. Что именно могло навеять ей такие сделанно-мрачные аллегории? Фигура королевы Боны в народных переводах и легендах окутана коварством и жестокостью. Как известно из истории, итальянка Бона была родственницей императора Священной Римской империи Максимилиана І из Габсбургов, дочерью миланского дука Сфорца. Она объединила вокруг себя интриганов. Как отмечает польский исследователь, все усилия Боны были направлены на укрепление династии Ягелонов в Европе и борьбу против Габсбургв и Гогенцоллернов. Гетьман Ян Тарновский, краковский епископ Самуил Мацейовский, дипломат польский в Германии, Австрии, Нидерландах Ян Дантишек были у нее под пятой. Королева стремилась собрать для своей династии огромное богатство и для достижения этой цели не пренебрегала ничем.
 
Это касалось и кременецких земель - для местного люда были внедрены значительные поборы. Есть народная легенда, согласно которой по приказу королевы Боны был протянут кожный мост от замковой горы кременецкой над бездной, по которому она ежедневно прогуливалась. Мост оборвался, и пока она падала, то очень сильно молилась. Чудом осталась живой. И, в благодарность за свое спасение, построила в Кременце под замковой горой католический францисканский монастырь. Но в Кременец королева Бона, скорее всего, даже не приезжала, по крайней мере мы не находим таких утверждений в тогдашних польских изданиях.

Если бы описанное народной легендой событие действительно имело бы место, то это произошло бы в 1539 году, потому что именно в этом году, как свидетельствуют архивы, по распоряжению королевы Боны, было начато строительство монастыря.

Таким образом, остается открытым вопрос, имеет ли образ королевы Боны все же отношение непосредственно к горе, покрытой лесом и увенчанной руинами замка? На наш взгляд, название горы может быть связано с тем, что языческие образы и обряды еще не совсем стерлись в памяти людей после введения христианства. Не исключено, что люди владели знаниями римской мифологии, что и создало образ Боны - имя темной горы печали. Интересным является то, что из латинского языка Бона Деа - добрая богиня. В римской мифологии она является одной из богинь-матерей, на имя которой было наложено табу.
 
Священнодействия в честь Боны Деа отправлялись в мае в храме Авести, а в грудных - в доме высшего магистрата. В священнодействиях принимали участие девы-весталки. Из мифологических источников Бона Деа иногда совмещалась с богом леса. Изображалась она с рогом изобилия и змеями. Можно ли на этом исследовании ставить точку? Опять листаем страницы римской мифологии.
 
И вот оказывается, что культ Боны Деа имел и второе значение. Больше всего он был распространен среди низших классов. Бону называли полевой, кормилицей, целительницей, покровительницей сельской общины - пага. Не отсюда ли привычка-поверье в Западной Украине говорить на детей «плохая» и «плохой», чтобы не накликать беды.

Попробуем рассмотреть название горы кременецкой в другом ракурсе. Бона Деа - «могучая», «светлоносная», «небесная». Бона - добра, могучая гора, за замковыми стенами неоднократно защищала свой народ. И, возможно, лишь случайное совпадение названия горы с именем королевы Боны Сфорца породило новую версию-легенду.