Культурное наследие: достопримечательности, сакральное зодчество
Город Сумы
Герб города Сумы – щит традиционного типа городов восточной Украины. Цвет его поля – серебряный. Серебро представляется серебристым цветом при цветном изображении и чистым полем без краски – при нецветном изображении герба. На поле герба размещены три черных суммы: две – сверху, одна – снизу, с их перевязями и золотыми пуговицами. По своей форме они напоминают сумки, которые носили казаки Сумского полка. Черный цвет означает осторожность, мудрость. Цвет создается из сажи. Золотой цвет подается желтым цветом при цветном изображении и белым с точками – при нецветном изображении.
Усадьба графини Параскевы Штеричевой, 1810 г., архитектор А. Палицын. Сначала усадьба принадлежала семье Донец-Захаржевских. Следующей владелицей усадьбы стала Прасковья Штеричева. После ее смерти в 1812 году имение перешло во владение его родного брата. На территории усадьбы действовала церковь. В 1890-х годах главный дом был реконструирован К. Шольцем в стиле английской неоготики
GPS: 50.875713, 34.817919
Альтанка на Покровской площади
GPS: 50.906959447289864, 34.799300532436924
Спасо-Преображенский собор, 1895 г.
GPS: 50.9093746476281, 34.800244734135475
Областной краеведческий музей, бывшая Земская управа
GPS: 50.90649762878441, 34.798700084476565
Свято-Воскресенский собор, 1702 г.
GPS: 50.91190484639864, 34.80063046194055
"Украинская дача Антона Чехова", флигель, где жил писатель
Музей находится на окраине города, в микрорайоне Лука. Раньше это было село, его название связывают с тем, что здесь Псел делает излучину. Музей расположен в западном флигеле бывшей усадьбы Линтваревых. Чехов гостил тут в 1888 и 1889 годах. Во время последнего посещения здешних мест — в 1894 году — писатель останавливался в восточном флигеле. Сейчас это здание разрушается, как и бывший главный усадебный дом, хотя оба они внесены в реестр памятников архитектуры. Самая, пожалуй, знаменитая вещь Чехова, над которой он работал в этом году на Луке, — повесть «Скучная история». Она впервые была опубликована в журнале «Северный вестник» в ноябре 1889 года. Несмотря на то, что писатель трудился над этим произведением и в Ялте, где долгое время пробыл после похорон брата, и в Москве, местом написания значилось «Село Лука, Сумск. уезда, 1889». Автор: К. Буркут/m.day.kyiv.ua
Дом-музей А.П. Чехова
GPS: 50.93463170182064, 34.829274496299156
GPS: 50.91017954660181, 34.80979714571747
Троицкий собор, 1915 г. на средства П.И. Харитоненко
GPS: 50.91791666035809, 34.81620371382183
Ильинская церковь, 1836 г.
GPS: 50.91121540178241, 34.791541786675054
Петропавловская церковь, 19 в. Находится на территории кладбища. Рядом родовая усыпальница Харитоненко и скульптурная композиция «Два ангела».
Памятник работы талантливого французского скульптора Аристида Круази изготовлен из белого итальянского мрамора и изображает ангела с распростертыми крыльями, уносящего на руках усопшую девочку на небеса. Скульптура, высота которой 2,5 метра, находится на постаменте с изображением двух ангельских лиц. Такое художественное решение надгробного памятника и его название «Два ангела» объясняются тем, что в столь раннем возрасте человеческая душа все еще чиста и безгрешна, словно у ангела. Монумент установлен в 1891 году на могиле Зинаиды, внучки сумского сахарозаводчика и мецената Ивана Харитоненко, ушедшей из жизни в восьмилетнем возрасте, после болезни, вызванной дифтеритом - опасным в те времена инфекционным заболеванием. В 1896-м на память о дочери Зинаиде Павел Харитоненко за собственные средства построил в Сумах детскую больницу, которая была одной из первых и стала одной из лучших во всей тогдашней Российской империи. Больных детей там лечили бесплатно. Перед отправкой в Сумы, мраморная скульптура экспонировалась на престижном художественном Парижском салоне 1891 года.
Так как Круази был католиком, то он ошибочно изобразил православную Зинаиду со сложенными на груди крестом руками, но левая рука лежит поверх правой, а не наоборот.
Рядом со скульптурой «Два ангела» расположена скульптура «Голгофа», выполненная также А. Круази для надгробья Ивана Харитоненко. Именно этот скульптурный ансамбль в свое время считался лучшим надгробным памятником в мире. Аристи Круази в 1900 году был награжден за свое творение Золотой медалью. Копии этих памятников хранятся в Лувре, а другие работы Круази украшают собой сады Пале-Рояля и Парижскую мэрию.
GPS: 50.89292664104112, 34.78271490740015