НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ: ГОРОДИЩЕ, НЕКРОПОЛИ
Становление скифского племенного союза происходило в VIII–VII вв. до н. э. Скифские племена делились по роду занятий на земледельческие и кочевые, занимающиеся скотоводством. Господствующее положение занимали царские скифы, скифы-воины. На ранних этапах своей истории каждое племя, входящее в союз, имело собственную территорию и своего царя. В IV в. до н. э. власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя — Атея. Скифское государство занимало обширную территорию: часть современной Румынии, Приднепровье, Крым.
Однако просуществовало оно недолго. После гибели царя Атея в битве с греками огромная держава распалась на три части. Резиденция скифских царей была перенесена в Крым, здесь была основана новая столица — Неаполь (располагалась на одном из холмов современного Симферополя).
Неа́поль Ски́фский (греч. Neápolis — новый город) — древний город, одна из скифских царских крепостей в Крыму, столица позднескифского государства (III век до н. э. — III век н. э.). Упоминается в херсонесском декрете II века до н. э. и в «Географии» Страбона.
По-гречески "неаполь" означает "новый город". Конечно, вряд ли скифы назвали одну из своих крепостей греческим именем. Скорее всего, греки слышали название этой крепости на скифском языке и переделали его на свой манер, превратив в понятное им слово "Неаполь". Это - не первый и не последний случай в истории Крыма, когда данные одни народом названия переделываются и переосмысливаются другим. Например, еще совсем недавно, после Великой Отечественной войны такая участь постигла многие татарские названия. Так речка Кара-су ("черная вода") превратилась в Карасевку, а деревня Кады-кой - в Кадыковку.
Предположительно Неаполь Скифский локализуется на юго-восточной окраине Симферополя, где на высоком плато Петровские высоты (или иначе у горы Керменчик) расположено крупнейшее в Крыму скифское городище (20 га), центр государства поздних скифов.
Город (площадью 20 гектаров) был обнесён мощными стенами (до 12 м толщиной) с башнями. За стенами содержались предместья, некрополь с каменными и земляными склепами. Удлиненные прямоугольные дома состояли из гловного помещения, где был очаг, и сеней. Большинство же зданий, особенно на околицах, были землянками, полуземлянками, круглыми по плану, жилищами типа юрт, приспособленными для оседлой жизни.
Точное время основания города неизвестно. Наибольшего расцвета он достиг во II веке до н. э., а прекратил существование после нашествия готов (III век н. э.).
Масштабные археологические исследования городища проводились в 1940-50-х годах. Открыты остатки мощной (8,5 метров толщиной) оборонительные стены с двумя привратными башнями, одна из которых являлась мавзолеем (72 погребения: царя и знати с конями, оружием, множеством золотых украшений и др.). Раскопаны остатки жилых и общественных зданий, в том числе с фресками. Найдены портретные рельефы, обломки статуй, постаменты с греческими надписями — посвящениями богам. На некрополе исследовано свыше 200 погребений: вырубленные в скале богатые фамильные склепы, земляные склепы и грунтовые могилы рядового населения. Роспись в одном из склепов изображает всадника, скифа с лирой, псовую охоту на кабана, в другом — скифа-лучника, танцующие фигуры и др.
Практически все раскопанные участки городища для сохранности были потом вновь засыпаны землёй из-за отсутствия средств на необходимый за руинами уход. Сегодня Неаполь Скифский — историко-археологический комплекс, археологический памятник мирового значения — находится в запущенном состоянии.
Основательному разорению городище подверглось в первые десятилетия существования Симферополя. Жители нового административного центра Таврической области «добывали» камень для строительства домов из древних сооружений Неаполя, не задумываясь над тем, когда и кому служила эта заброшенная крепость на месте тоже заброшенной, уже средневековой деревеньки Керменчик. Есть несколько старинных гравюр (одна — в экспозиции Крымского краеведческого музея), запечатлевших добытчиков камня на неапольском городище. Судя по гравюрам, больших капитальных сооружений было немало в разных концах городища. Пристальное внимание историков к городищу привлекла случайная находка в 1827 году мраморных плит с рельефным изображением скифского всадника и надписями, упоминающими скифского царя Скилура. Первые раскопки, проведенные в том же году директором Одесского музея древностей Иваном Павловичем Бларамбергом, дали еще один мраморный рельеф — парный портрет мужчин, пожилого и молодого (по всей вероятности — царя Скилура и его сына Палака). Бларамберг высказал предположение, что Керменчик — это руины легендарной столицы позднескифского государства.
С тех пор на городище работали многие ученые. Но планомерные крупномасштабные исследования начались здесь после Великой Отечественной войны. С небольшими перерывами они велись с 1945 но 1960 год Тавро-скифской экспедицией под руководством археолога Павла Николаевича Шульца *. Раскопки на городище, казалось бы, стертом с лица земли до последних камней фундаментов, ознаменовались выдающимися открытиями. Обнаружен мавзолей с пышными и богатыми захоронениями правителей Малой Скифии, прослежена система оборонительных стен и башен, выявлены остатки жилых и культовых построек с интересной настенной росписью, поддающейся даже реставрации. Обнаружен еще целый ряд объектов самобытной скифской культуры. Отпали последние сомнения. Да, это потерянный в веках Неаполь скифский.
Мы не знаем, когда и как прекратил свое существование Неаполь скифский. Известно, что в 275 году н. э. его разрушили готы. И есть сведения, что он продолжал жить после готского нашествия. Считается, что окончательно Неаполь скифский разорили гунны.
Неаполь скифский словно растаял в воздухе. Целое тысячелетие (с III по XIII век) нет никаких сведений ни о нем, ни о месте, на котором он стоял. Темное тысячелетие...
К рубежу XV—XVI столетий относятся самые ранние свидетельства о пребывании здесь татар. В это время близ Петровских скал возникает город под названием Акмечеть. В первом его описании, относящемся к середине XVII столетия, содержатся сведения о городище Неаполя скифского. На нем располагалось село с христианским населением, носившим название Керменчик («крепостца»).
Ничто там уже не напоминало о пышной скифской столице. Храмы и дворцы лежали в руинах. На парадной площади у главных ворот жители Кермеичика устроили свалку мусора (благодаря чему н сохранились многие археологические ценности, в частности, захоронения мавзолея). Есть свидетельства, что где-то западнее мавзолея стояла христианская церковь.
В 1777 году, вскоре после победоносного завершения русско-турецкой войны 1768—1774 гг., когда в Акмечеть вступили русские войска под командованием А. В. Суворова, это был небольшой городишко; численность его населения составляла меньше тысячи человек.
А Керменчик вскоре обезлюдел совсем: христианское население переселилось из Крыма в Приазовье. Произошло это в 1778 году — накануне великих перемен в исторических судьбах края.
В годы оккупации фашистские «ученые» проводили «раскопки» на Неаполе скифском. Они взорвали один из самых интересных склепов городища вместе с единственным наскальным рельефом всадника-скифа.
К началу 80-х годов был готов проект экспозиционного павильона «Неаполь скифский» (авторы — архитекторы Б. В. Кондрацкий и А. Ф. Зоря, археолог М. А. Фронджуло), который небыл построен.
-
Большая Советская Энциклопедия
- Статьи из официального сайта Заповедника "Херсонес Таврический" (http://www.chersonesos-sev.ru), Севастополь, автор Храпунов Н. И
-
Гайдай Л. Історія України в особах, термінах, назвах і поняттях.- Луцьк: Вежа, 2000.
- Довідник з історії України.За ред. І.Підкови та Р.Шуста.- К.: Генеза, 1993.
-
Рад. енциклопедія історії України.- К., 1971.- т. 3.
Памятники национального значения Крыма:
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК МАМАЙ - ГОРА
Коллекция археологических находок "СКИФСКОЕ ЗОЛОТО"
ДОХРИСТИАНСКАЯ СВЯТЫНЯ КИЕВСКОЙ РУСИ - ГОРА БОГИТ. ЗБРУЧАНСКИЙ ИДОЛ