Оборонная Николаевская церковь XII-XIII вв.
с.Чесники, Рогатинский район, Ивано-Франковская область
фото: Андрея Бондаренко
Село Чесники расположен в холмистой местности недалеко от сакрального объекта дохристианской эпохи - места Силы - «Чертова гора». Официальная дата возникновения села - 1368 год. По другим источникам Чесники - село еще периода княжества.
На горе стоит древняя церковь Святого Николая (название, бытует среди жителей села Чесники - «Вознесение»). Это древнее и почитаемое место Силы с выразительной положительной энергетикой. Даже при первом знакомстве с памятником архитектуры, который теперь стоит на этом месте, бросается в глаза, что это сооружение напоминает церкви, которые строились в первые века после монгольского нашествия XIII в. Мощные контрфорсы, составленные из грубого камня поддерживают массивный приземистый куб, стены которого построены с учетом оборонной функции.
Оборонная церковь в с.Чесники. Фото 1915 года. На Божьей службе здесь бывали еще казаки Богдана Хмельницкого
Есть источники, которые утверждают, что церковь в Чесниках еще старше - называют XII - XIII века. Археологи также предполагают, что христианский храм Вознесения был построен, как часто бывало в те времена, на фундаменте древнего языческого святилища.
Церковь опирается на круглую в плане платформу, обложенную камнями, которые, скорее всего, были основой для защитной стены. Все указывает на то, что этот храм был свидетелем самых темных времен в 14-ом и15-омвеках, когда украинские села в любой момент ожидали нападения крымских и нагайських конных чамбул.
Когда каждая церковь, в случае необходимости, превращалась в крепость, чьи крепкие стены и благодатная энергия давали защиту не только семьям крестьян, но и скоту, которую прятали от татар и разбойников по оборонному периметру. Стены церкви Вознесения были дополнительно обведены рвом и валом, что делало ее «крепким орешком».
Так, во время нападения татар в 1550 году церковь-крепость спасла жизнь своим прихожанам. Народные предания говорят, что в 1648 году храм посетил Богдан Хмельницкий.
Самое привлекательное в сооружении - массивные контрфорсы, фото: Андрея Бондаренко
Есть не опровержимые доказательства того, что культовое назначение этого места достигает очень давних времен, еще до крещения галицкой земли. В частности, платформа, на которой стоит храм, напоминает алтарные платформы, посвященные Хорсу и другим солярным божествам дославянского пантеона. Люди жили в этой местности еще в I тысячелетии до н.э. Остатки древних поселений впервые открыло наводнение, которую вызвала река Гнилая Липа в 1853 году.
Солярные мотивы присутствуют в отделке каменных крестов, установленных возле храма. Мистическая восьмиугольная роза (розетка, звезда) в центре креста может трактоваться еще и как священный знак солнца. Бесспорно, что символизм цветка в центре креста является универсальным и дохритсиянским. Крест здесь есть пересечением материального мира (горизонталь креста) с Духовной вертикалью. Отказ от земных страстей и обретения внутренней гармонии позволяет обрести Земной Рай - духовную вертикаль, встать на духовный путь
Интересно, что церковь называют тремя именами: местная традиция называет Вознесения Господня, иногда именуется еще Св.Николая, хотя документально ее название - Архангела Михаила.
Несколько лет назад провели внешнюю реставрацию храма. За 300 тыс. гривен старую крышу заменили на металлопластиковую черепицу, имитирующий гонт, а также поштукатурили стены. Однако, сейчас видно, что местами штукатурка уже отпадает, а в церкви отсутствуют окна.
Как добраться?
Проще всего добраться к этой достопримечательности со Львова, всего 85 км на авто.
firtka.if.ua
pslava.info
фото: m-a-d-m-a-x.livejournal.com
Достопримечательности, сакральное зодчество Рогатинского района
Районы Ивано-Франковской области
Памятки археологии национального значения Ивано-Франковской области