Памятники монументального искусства г. Киев
Па́мятник Влади́миру Вели́кому (Пам'ятник князю Володимиру) — самый старый скульптурный памятник Киева, построенный в 1853 году. Один из символов города. Расположенный на нижней террасе Владимирской горы. Архитектурная доминанта Днепровских круч правобережной части Киева..
Скульптурный памятник князю — первый в столице — заказали петербуржским художникам. Статую лепил профессор Петр Клодт, автор лошадей на Аничковом мосту в Петербурге, а 20-метровый постамент спроектировал архитектор Александр Тон. Скульптор Владимир Демут-Малиновский украсил пьедестал барельефом ”Крещение киевлян”, гербом Киева и орденом св. Владимира.
Теперешний вид гора приобрела в конце ХІХ ст. ”Это место, излюбленное киевлянами, устроено по типу швейцарских гор, — писал Сергей Ромишовский, руководивший тогда Киевской городской садовой комиссией. — Здесь много шоссированных дорожек, кирпичных резервуаров и спусков, соединяющих между собой площадки и террасы”.
Тяжелый постамент является затычкой подземного колодца
В то время на Владимирской горке было больше памятников. В 1889 году появился обелиск на месте кончины киевского генерал-губернатора Александра Дрентельна. Во время торжеств по случаю 900-летия крещения Киева, проходивших возле памятника Владимиру, его разбил паралич. Дрентельн умер, упав с лошади. Другой обелиск поставили в честь прокладки Александровского (в настоящее время Владимирского) спуска, соединившего Европейскую и Почтовую площади. В 1912-ом около памятника Владимиру должен был появиться еще один монумент — Тарасу Шевченко. Однако члены Комитета по его строительству были против, так как нашли лучшее место на верхней террасе, возле пересечения аллеи с Трехсвятительской улицей. Спор закончился тем, что памятник не установили вообще.
О монументе князю Владимиру рассказывают легенды. Например, во время оккупации города немецкая администрация якобы планировала уничтожить памятник. Но горожане спасли его, сообщив, что тяжелый постамент является затычкой подземного колодца. Поэтому если бурные воды выпустить на волю, они затопят город.
В начале застоя, в 1965-ом, Киевский горисполком планировал построить на Владимирской горке гостиницу ”Интурист”. Но архитектурный проект не реализовали, так как на место положило глаз правительство Украинской ССР. В июне 1967 года Совет министров принял постановление о создании здесь музея ”Украина в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов”. В итоге железную ”Родину-мать” поставили на более выгодном месте на Печерске. Но третья попытка изуродовать Владимирскую горку удалась. Говорят, Москва разрешила празднование 1500-летие Киева только тогда, когда в плане торжественных мероприятий появилась строка об открытии нового музея Ленина. Ради его строительства снесли часть Владимирской горки. Музей открыли в 1982-ом. Через 10 лет бетонную коробку приспособили под Украинский дом.
В 1840-х годах была произведена так называемая обделка горы. Перед тем ее неупорядоченный склон постоянно угрожал сползти на Владимирский (в то время Александровский) спуск. Поэтому гору спланировали, укрепили и устроили промежуточную террасу.
Правда, по первоначальному замыслу на этой террасе должен был появиться не монумент, а всего лишь небольшая беседка. Но уже в 1843 году известный русский скульптор Василий Демут-Малиновский подготовил "Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы, над самым тем местом, где совершилось крещение русского народа - памятника Cв. Равноапостольному Князю Владимиру".
А постаментом ему предполагалась часовня-пещера с надписью над входом: "Внидите и помолитеся". Однако вскоре появилось другое предложение - та же фигура князя, но на высоком пьедестале, подобном нынешнему. Царь Николай I, рассматривая варианты, выбрал именно этот.
Замысел нового монумента встретил в Киеве неожиданную и весьма авторитетную оппозицию. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) считал противоестественным сооружение памятника -"идола" в честь того самого князя, который прославился ниспровержением языческих кумиров. С его точки зрения, куда разумнее было бы соорудить новый храм во имя Св. Владимира.
ПЕРЕВЕРНУТЫЕ БУКВЫ
Для успешного создания монумента немало потрудился видный скульптор барон Петр Клодт. Именно ему довелось принять на себя ответственность за его художественное решение после смерти Демут-Малиновского. Первоначальный проект бронзовой фигуры князя с крестом был в 1849 году изменен и высочайше завизирован. Он принял уже почти нынешний вид, только Владимир держал в руке православный восьмиконечный крест .
Тот же Клодт выполнил модели для скульптурного оформления постамента. Сам этот восьмигранный пьедестал высотой 16 метров был сооружен из кирпича и облицован чугуном. На пьедестале встречаются различные рельефные изображения: композиция "Крещение Руси", покровитель Киева - Архистратиг Михаил, звезда и крест российского ордена Св. Владимира. Если присмотреться, видно, что буквы "СРКВ" - Святой Равноапостольный Князь Владимир - в середке орденской звезды перевернуты: чего-то, видать, недоучли литейщики с Лугненского завода Калужского уезда.
У подножия фигуры изображены оружие, символы плодородия, факел просвещения. В наше время ходят слухи, будто бы здесь просочилась масонская символика. На это можно ответить только одно: весь проект оформления до мельчайших деталей рассматривал и утверждал лично Николай I. Не поздоровилось бы чиновнику, который осмелился бы подсунуть государю крамольные символы!
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БЕЛЫЙ КРЕСТ
К началу прошлого столетия сюда в хорошую погоду стекались толпы гуляющих. Были проложены удобные дорожки, высажены деревья и кустарники, установлены скамейки, беседки, устроен фонтан, даже сооружен чайный павильон.
Но центральным сооружением по-прежнему оставался памятник. Городские власти то и дело норовили благоустроить его на свой вкус. Чугунный постамент одно время покрывался светлой краской и только скульптурные детали оставались неокрашенными.
Более удачной оказалась идея осветить крест Святителя Руси. Первоначально для этого использовались газовые рожки, но в 1895 году на средства мецената Семена Могилевцева сделали электрическое освещение из нескольких десятков лампочек. Напряжение бесплатно подавалось от трамвайной электросети.
В ночной тьме этот свет был виден издалека, и писателю Михаилу Булгакову навсегда запомнилось, как "лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке".
Кстати, модернизированные светильники и сегодня ослепительно сияют на кресте над пьедесталом.
МЫСЛИ У ПОДНОЖИЯКто только не стоял у подножия памятника! Вот Иван Нечуй-Левицкий приходит сюда в строго определенный час во время своей ежедневной прогулки. Вот осматривается с горы Владимир Маяковский: "Ширь вовсю - не вымчать и перу!" А вот отрывок из воспоминаний известного украинца: "Я взял извозчика и поехал к памятнику Владимира. Мне хотелось остаться одному и отдать себе ясный отчет во всем том громадном деле, которое я предпринял. Мне хотелось разобраться в своих мыслях и побуждениях..." На следующий день автор этих строк Павел Скоропадский стал гетманом Украины.
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Объекты национального значения, внесены в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.