В Краснокутскому районе Харьковской области расположено село Пархомовка. История села насчитывает почти 300 лет и достаточно интересная.
В XVII столетии хозяином Пархомовского поместья был полковник Перекрестов. Позже Екатерина II подарила село Пархомовку, вместе с крестьянами генеральскому поручику графу Подгоричани. Пархомовский музей как раз и размещается в особняке графа. Полуитальянец Подгоричани построил нечто в стиле итальянских палаццо и умер, а Пархомовка получила статус государственной экономии. В конце XIX столетия Иван Герасимович Харитоненко построил в селе один из заводов своей «сахарной империи».
Главным сахорного завода Харитоненков был Северин Малевич, отец известного художника. Сам Казимир Малевич здесь же в Пархомовке закончил сельскохозяйственное училище, состоящее из 2-х классов.
Но известна Пархомовка в первую очередь своим музеем, история создания которого не менее интересна, чем история села: он был основан в 1955 году по инициативе учителя истории, почитателя старинной культуры и искусства Панаса Федоровича Лунева, имя которого в настоящее время хорошо известно не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
Первая экспозиция музея состояла из личной коллекции книг и художественных произведений П.Ф. Лунева.
Но откуда же картины, стоящие целое состояние?.. Страсть к коллекционированию у Лунева была еще до войны. Но поначалу его интересовали только книги. А поселившись в Пархомовке, он познакомился с харьковской барахолкой при Благовещенском рынке (по-харьковски — на Благбазе). Эту торговую структуру прикрыли в начале 50-х, но сразу после войны она процветала. Здесь было все, причем в самых неожиданных сочетаниях. Рядом с гвоздями мог продаваться старинный фарфор, иглы для примусов и раритетные книги…
У большинства людей все мысли были о хлебе насущном, поэтому предметы искусства продавались дешево. На этой барахолке Лунев приобрел картины «Кавказский пейзаж» Ярошенко и «Сбор водорослей в Бретани» Гомеса, там же однажды набрел на акварели братьев Александра и Альберта Бенуа. Старик-продавец еще поинтересовался: «Скажите, эти картины будут висеть в хорошем доме?». Лунев его заверил, что в подходящем. Школьный музей был очень хорошим домом для этих акварелей и многого другого.
Однажды в пархомовской школе он устроил выставку репродукций картин Третьяковской галереи. На ней побывало все село. Чувствуя интерес людей, Лунев решился на весьма дерзкое предприятие. Он написал письма известным художникам, руководителям ведущих музеев страны с просьбой помочь сельскому школьному музею с экспонатами. Мотивировал просьбы тем, что тысячи произведений искусства хранятся в музейных запасниках и их никто не видит. Харьковский художественный музей откликнулся одним из первых, а дальше — пошло. Возникла своеобразная цепная реакция. Чем больше художников, коллекционеров, деятелей культуры узнавали о музее в сельской школе, тем больше появлялось экспонатов.
Кстати, сама коллекция не всегда располагалась в нынешнем здании. Когда к музею пришла первая слава, он располагался в бараке, в темных и тесных комнатах. Впервые его показали по телевидению в 1963 году. Явилась съемочная группа из Харькова. Режиссер осмотрел барак и сказал: «Нет, здесь снимать нельзя». Присутствовавший секретарь райкома очень расстроился, а Лунев предложил перенести экспонаты в бывший особняк, где как раз освободилось место. Чтобы не ударить в грязь лицом, местное начальство перед показом решилось временно разместить коллекцию в бывшем помещичьем доме, старинном особняке XVIII столетия. Восемь комнат первого этажа были отданы под экспозицию. А когда съемки закончились, решительный Лунев отказался вынести коллекцию из помещения, которое действительно было достойно такого художественного собрания. Когда местное начальство стало «наезжать», то пообещал сообщить в обком, что с ведома районных властей по телевидению показали «липу». Скандала не было. Коллекция осталась в особняке, а в 1987 году под экспозицию отдали и второй этаж здания.
Практическую и методическую помощь оказывали художественный и исторический музеи Харькова. Постепенно наладились связи с Эрмитажем, Музеем изобразительного искусства им. О.С. Пушкина, Союзом художников СССР, Объеденением музеев Московского Кремля, Русским музеем, в Ленинграде, Третьяковской галереей, Дрезденской картинной галереей, берлинским «Bode-Museum».
Много лет музей поддерживал теплые отношения с выдающимися мастерами изобразительного искусства С.Т. Коньонковым, В.А. Фаворским, М.М. Ромадиным, Е.В. Вучетичем, Б.М. Неменским, И.С. Ижакевичем и другими.
Следует отметить, что больше 30 лет музей существовал на общественных началах, штатных работников не было. Ближайшими помощниками Панаса Федоровича Лунева стали его ученики, которых он сначала объединил в кружок «Юный историк», а позже в историко-искусствоведческий клуб «Радуга».
В 1987 году Пархомивский музей стал автономным отделом Харьковского художественного музея.
В настоящий момент Пархомовский художественный музей - один из наилучших музеев Украины. Его коллекция имеет уникальные произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, ценные материалы из археологии и этнографии и в целом насчитывает больше 6,5 тысяч экспонатов основного и научно вспомогательного фонда.
Экспозиция музея построена по историко-хронологическому принципу. К XVI — XIX векам относятся произведения отдела иконописи. Обращает на себя внимание икона XVII век «Христос, который благословляет». В ней блестяще проявились декоративная красота, мастерство в решении композиции и колорита, присущие иконописи этого периода.
Фигура Христа обведенная красивыми плавными линиями, чистота и звучность красок создают необычайно праздничный цветной аккорд. Тонкостью и виртуозностью выполнения отличается икона XVII века «Минея на сентября-декабря». Поражает точность передачи мельчайших деталей одежды и лиц на миниатюрных фигурах. Икона будто создана для любования вблизи.
Пархомовский музей владеет интересным собранием станковой живописи и графики XVIII - XIX веков. Особенного внимания заслуживают работы выдающихся мастеров И. Айвазовского, Т. Шевченко, И. Репина и замечательные портреты XVIII — XIX веков, в которых глубокая психологичность образа достигается четким рисунком, сдержанной цветной гамой.
В музее представленные работы художников - учасников Общества передвижных художественных выставок, деятельность которых значительно повлияла на развитие русского демократического искусства. Произведения И. Левитана, И. Шишкина, Ю. Волкова, К. Крижицкого подкупают искренностью, высоким живописным мастерством. Быт и культура народов разных стран представлены в етнографичних работах известного мастера батальной живописи В. Верещагина.
К произведениям такого рода принадлежит картина «Восточный интерьер». Лирическая трактовка сельской темы характерна для портрету А. Архипова «Девушка в розовом». Привлекают зрителей графические произведения В. Серова, живописный этюд «Церковь» М. Рериха.