ДРЕВНЕРУССКАЯ СВЯТЫНЯ - ХРАМ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕЙМОНА
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Галицкий район, с.Шевченково, Ивано-Франковская обл.
Жемчужина галицкой архитектурной школы и средневекового романского стиля. Ее нижний ярус дошел до наших дней в аутентичном виде, еще и с интересными средневековыми граффити.
Обследуя в 1909 году храм Св. Пантелеймона, И. Пеленский отыскал на ее фасадах бессчетные надписи XIII-XVII вв. Одна из самых интересных касается XIII в. и указывает на время возведения монумента. Данная надпись находится на южном фасаде церкви, у третьей пилястры на высоте 1,50 м. от земли. Надпись состоит из 8 строк, выцарапанных на каменном блоке острым предметом. Расшифровав его, сделали вывод, собственно что основоположником храма был Галицко-Волынский владелец Роман Мстиславич, который в честь собственного деда, киевского князя Изяслава (христианское имя которого Пантелеймон) выстроил данный храм.
В противоположность предыдущей группе исследователей, которые приписывали роль основателя галицкого храма Роману Мстиславович, современные ученые, в частности те, что изучают надписи-граффити на стенах, выдвигают другую версию. На основе тщательного изучения палеографических особенностей кириллических надписей со стен церкви Святого Пантелеймона Татьяна Рождественская, Олег Иоаннисян и Вячеслав Корниенко утверждают, что церковь заложил сын Ярослава Осмомысла - Владимир Ярославович. Ведь храм строили во времена его правления - 1187-1188 и 1189-1199 годы. Зато, по их мнению, Роман Мстиславович не мог ее заложить, поскольку в то время он еще не правил в Галиче.
Храм Св. Пантелеймона - это монументальный крестобанный храм с эталонами элегантной белокаменной резьбы и бессчетными рисунками и граффити на стенках, которая считается очевидцем славных и катастрофических страничек 800-летней ситуации нашего края. Сооружение храма было завершено 1194 храм находился в центре отлично укрепленного городища, вполне вероятно, монастыря.
После захвата Галичины Польшей церковь была освящена заново в кафедральный собор для латинского католического архиепископа. Тогда она получила название костел Св. Станислава. Это название достопримечательность сохранила вплоть до 1912 г.. Латинский приход перенесли в Галич 1427 году, а костел превратили в летнюю резиденцию латинских епископов. Первое письменное упоминание о храме Св. Пантелеймона датируется 1367, однако, Люстрация Галицкого староства вспоминает о костеле в 1532, 1552, 1557. В ней, в частности, говорится, что храм "... стоит одинокий на полях из квадратных камней построен" . Причиной такого запустения было то, что в первой половине XV в. центр архиепископства перенесли из Галича во Львов. Однако дважды в год - 8 мая (день Св. Станислава) и 9 августа (день Св. Пантелеймона) - здесь совершались богослужения.
На внешних и внутренних стенах церкви есть многочисленные рисунки и надписи XII-XVII вв. Одну из древнейших надписей датируют 1212 годом. Среди рисунков есть схематические изображения древних церквей
Графіті з іменем Уляни, блок V. 27. Фото 1976 р. Архів інституту «Укрзахідпроектреставрація»
В 1598 года начинается новая страница в истории памятника национального значения Украины. Согласно рескриптом короля Зигмунта ІІІ от 05.05.1595 г. костел св. Станислава был передан монастырю францисканцев в Галиче с разрешением отреставрировать и построить при нем монастырь.
Восстановление храма и строительство монастыря начались в 1598 костел уже был отстроен вместе с монастырем. В 1611 году церковь частично изменила свое лицо и превратилась в базилику в стиле барокко. На оси главного входа в храм была возведена колокольня. Новый монастырский комплекс обнесли валами правильной квадратной формы, в результате чего он стал неприступной крепостью.
Уже будучи в руках францисканцев, бывшая церковь Св. Пантелеймона испытывала различных разрушений. Во время похода на Галич турков 1676 ее частично разрушил Ибрагим Шайтан-паша. Большой вред памятнику нанес пожар 1802, во время которого сгорел костел, монастырь и много ценных документов. Однако наибольшего разрушения нанесла достопримечательности Первая мировая война. Во время пушечного обстрела 1915 был почти полностью уничтожен западный портал, кроме двух капителей левых колонн, разрушены западный фасад, крыша, интерьер, пострадал верх колокольни.
Храм Св. Пантелеймона перед/после Первой мировой войной
После реставрации, которая закончилась в 1926, церкви почти вернули ее предыдущий вид, за исключением сигнатурки. Неотреставрированным остался и главный портал. Во время этой реставрации в интерьере храма со стен сняли штукатурку и приоткрылся облицовочный кирпич. Собственно тогда на нижнем слое штукатурки были обнаружены следы фресковой живописи (возможно, XVII века.), а на каменных блоках - граффити. После реставрации 1926 храм сохранил свой внешний вид до визита в Галич (14 апреля 1991) кардинала УГКЦ Иоанна Мирослава Любачивского, приезд которого дал мощный толчок к возрождению древнерусской святыни.
Читай также: Храм ховає таємниці. Що нового знайшли археологи у церкві Пантелеймона на Прикарпатті
Сразу после реставрации в 1998 году церковь была переосвящена в греко-католический храм. Он приобрел современный, приближенного к первоначальному виду и имеет все элементы, присущие галицкой архитектурной школе княжества. Сегодня - это четырехстолбный хрестовобанный храм, в котором на подпружных арках, опирающихся на столбы, поднимается круглая баня с купольным завершением. Ценным и самым богатым по форме и декором является западный портал. Он значительно выступает за лицо фасадной стены и своими уступчатым формами напоминает проспективные порталы в романской архитектуре Западной Европы. Портал украшают две пары колонн с капителями.
В 1200-1213 годах, по предположению историка Мирослава Волощука, в храме Святого Пантелеймона находилась одна из крупнейших христианских реликвий - фрагмент Животворящего Креста, известного как Крест императора Мануила, который сейчас находится среди реликвий собора Парижской Богоматери в столице Франции. Серьезным аргументом в пользу этого является то, что на стенах храма сохранена большое количество граффити с изображением крестов, которых нет на других храмах Галича. Очевидно, под впечатлением увиденного местные жители вишкрябувалы на стенах кресты, часто одного конкретного типа, так называемый «иерусалимский крест» по виду «Креста на Голгофе», символизирующий Дерево Жизни.
Руст колонны состоит из трех пучков и узла посередине. На краях плинтусов, что под базами, вырезанные т.н. «Лягушки». Эти колонны единственные аутентичные в этом портале, которые не были разрушены артиллерийским обстрелом 1915. Колонны поддерживают фриз с резным орнаментом в виде пальметты. Портал завершает архивольт с четырьмя уступами. Уступы, соответствующие колоннам, заканчиваются валиками, покрытые орнаментальной резьбой.
Этот портал был сильно поврежден в 1915 году. Что касается апсид, то они декорированы тонкими полуколоннами, на которые опирается аркатурный пояс. Резные капители центральной апсиды имеют разнообразный рисунок.
Боковые стены памятника архитектуры и ее боковые апсиды сохранились от первоначальной строения до высоты около 7 м, а средняя часть западного фасада - почти до 14 м. Здесь над порталом уцелела декоративная квадратная рамка с давним окошком. Центральная апсида сохранилась до высоты 9,4 м вместе с окном первоначальной формы.
Колокольня
На оси главного портала церкви стоит квадратная в плане двухъярусная башня-колокольня с палаточной крышей. Колокольню построили одновременно с перестройкой церкви францисканцами в начале XVII века. Тогда она находилась посередине западной линии оборонных валов, которые окружали бывший монастырь. Нижний ярус служил въездными воротами, верхний - оборонительной башней и колокольней. Через ров, который был расположен перед валами, к воротам вел подъемный мост.
Башня-колокольня стоит на фундаментах, которые выложены из тесаных блоков, которые остались, пожалуй, еще со времен перестройки церкви на базилику. Стены башни каменные из кирпича и незначительного количества опоки. Под фундамент монастырского дома также были использованы тесаные блоки, стены из того же кирпича, что и колокольня и верхняя часть церкви.
О.Пеленського «Галич в истории средневекового искусства» (Краков 1914)
фото:m-a-d-m-a-x.livejournal.com
facebook/Robert Erik
Как добраться?
Галицкий район, с. Шевченково, Ивано-Франковская обл.
Где найти проживание на время своего путешествия?
Для поиска отелей используйте hotelscombined.com, сервис сравнивает цены в десятках систем бронирования, таких как booking.com
Достопримечательности Галичского района