Семереньки, Николаевская церковь, 19 в - стильный классицизм в деревне
с. Семереньки, Тростянецкий район, Сумская область
Первое письменное упоминание о селе датируется 1678 годом, когда очередное массовое переселение людей из Правобережной Украины начало осваивать эти земли.
В 1868 году земством открывается первая школа, а в 1907 году завершается строительство деревянного помещения на одну классную комнату, где была и одна комната для проживания учителя. На территории школы площадью 1200 квадратных саженей были построены сарай и погреб. Класс имел площадь 119 кв. аршин. В 1864 году в селе было 60 дворов и 526 жителей.
Село и земли вокруг него принадлежали Степану Волошину и Анастасии Карповой. Они владели полутора тысячами десятин земли.
В селе родилась общественная деятельница, литератор, жена А. М. Горького К. П. Пешкова (дочь дворянина Волжина П.Н., который унаследовал небольшое имение в селе и работал управляющим на свеклосахарных плантациях).
Украшением села, и по-ныне, остаётся Николаевская кирпичная однопрестольная церковь, которая была построена в 1838 году на средства помещика Николая Волошина на месте ранее стоящей деревянной (1716 г.)
Церковь построена в стиле классицизм, скорее всего, Харьковским архитектором Степаном Григорьевичем Чернышовым, учеником П. А. Ярославского как и церковь в соседнем селе Криничное.
Если в 1820-e годы на Слобожанщине получает распространение тип однокупольного храма, в котором центральный объем венчается не барабаном, а кубическим объемом с прорезанными в нем широкими полуциркульными окнами (например, Васильевская церковь в Песочине), то церковь в селе Семереньки всё ещё имеет барабанный центральный объём
В начале ХХ века храм имел 33 дес. пахотной земли, церковноприходскую школу и 927 прихожан. Священником был Иван Алексеев, псаломщиком - Федор Лепский и церковным старостой - крестьянин Василий Назаров.
Во второй половине XIX в. на территории Слободской Украины, а также и по всей Российской империи начали создаваться большое количество женских православных монастырей. Процесс образования новых монастырей происходил поэтапно. Сначала по желанию и на средства конкретного лица открывалась богадельня или приют для вдов и сирот. Затем во вновь созданных заведениях устанавливались правила монашеского общежития и после соответствующего ходатайства и указа Священного Синода, они переименовывалась в общину.
Община - это новый для Слобожанщины тип монастыря, проживающие которого пострижены в монахини, что делает его переходной ступенью от мирской жизни к монашеской.
Следующим этапом было предоставление обществу статуса монастыря по типу общежития. Так в селе Семереньках Ахтырского уезда состоятельным местным помещиком, Ахтырским купцом Павлом Алексеевичем Пелипцем было пожертвовано свои земли и средства на строительство монастыря. Павел Алексеевич в то время имел в Дерновской волости 636 десятин пахотной земли, 155 десятин леса, кузницу.
Здание монастыря, фото: bahlay.pp.ua
Так в 1904 году была создан Казанско-Серафимовский монастырь при селе Семереньки. В центре села недалеко от Николаевской церкви, которая входила в состав монастыря, был построен двухэтажный кирпичный монастырский дом, часовня и здание для хозяйственных нужд. Из архивных документов известно, что не только Пелипець делал пожертвования на монастырь, но и местные жители, прихожане.
После Октябрьского переворота Советская власть отделила церковь от государства и постепенно стала уничтожать храмы и монастыри. Такая судьба постигла и монастырь в селе Семереньки. Земли монастыря и его хозяйство присвоила себе новообразованная местная сельскохозяйственная артель им. Ульянова. Монастырь ликвидировали.
По материалам:
В. Артюшенко "Старожитності Тростянеччини. Історія нашого краю з найдавніших часів до поч. XX ст."
Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» ПЕРЕЧЕНЬ ХРАМОВ ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХИИ НА 1917 год
Краєзнавчий альманах "Історія Тростянеччини"/bahlay.pp.ua
фото: Mykolenko Juliia
Достопримечательности Тростянецкого района
Памятки истории национального значения области