ГЛУХОВ, тайна древней горы - Барвинковая
Сумская область
Весной вся гора покрывается голубыми цветами барвинка (по русски могильник). На этой горе также заметны остатки древнего городища, а позднее казацкой крепости. Крепость со всех сторон омывалась водой и был только один узкий проход на юг, говорят, здесь долго вели оборону против Петра І славные казаки гетьманского войска Левобережной Украины.
Глуховская земля - край полный загадок и легенд и разобраться, что в них правда, а что вымысел - под силу лишь немногим. Тем не менее, именно благодаря народным легендам были сделаны некоторые из археологических открытий. Ведь кроме вымысла, в них - ключи к разгадке истины.
Недалеко от Глухова между селами Ионино и Викторово возвышается холм, который в народе называют Барвинковой горой. Эта на первый взгляд ничем неприметная возвышенность хранит в себе древнюю тайну. Согласно преданию, Барвинковая гора прячет в своих глубинах бесчисленные сокровища. Но на протяжении веков никто не мог их найти. Дело в том, что богатства те несметные охраняют небесные духи.
Давным-давно на вершине этой горы существовало большое поселение словян-северян. Условия для их проживания были самыми, что ни на есть благоприятными: находящийся у склонов глубокий водоем простирался до нынешних сел Перемога и Баничи, впадал в реку Эсмань, та, в свою очередь, впадала в Клевень, Клевень - в Сейм... А по Сейму, Десне и Днепру люди могли легко добраться до моря. Плавали здесь на небольших кораблях и лодках с товаром заморским. И жили безбедно. Но не всегда спокойно жилось поселенцам. Часто на них нападали воинственные племена хазар, половцев, монголо-татар и других воинственных племен. Однажды к стенам укреплений подступила орда. Захватчиков было так много, что от лодок, все прибывающих и прибывающих, вода в реке кипела. Враги требовали богатств и молодых пленников.
Жители осажденного города не хотели сдаваться и началось тогда кровавое и страшное побоище... Несколько дней карабкались завоеватели по крутым склонам крепостного возвышения, засыпая защитников градом стрел. В кованые ворота нападающие били тараном. А в ответ им летели камни, лилась кипящая вода, и сыпались горящие угли. Раненые и старики со страхом ожидали, что враги вот-вот войдут в город... Плакали, скорбели матери и жены погибших, чернели от боли немощные старцы. Все население было в отчаянии. И обратился тогда к людям их старейшина.
- Друзья мои! Враги нас побеждают. Пришли они, чтобы убить нас и забрать сокровища наши: золото, серебро, драгоценные камни. Но не дадим разбойникам ни гроша. Снесите драгоценности ваши к каменному погребу, спрячем все свое богатство до лучших времен. А когда враги покинут наши края, то каждый оставшийся в живых поселенец воспользуется тем, что принес сюда... На том и порешили.
Лишь только стемнело, жители покатили к погребу тяжелые бочки, понесли лари кованные. Все занесли внутрь и повесили пудовые замки, чтобы враги, если найдут, не смогли ни отпереть, ни сбить их. Старейшина пригласил духовников. Те, в свою очередь, прочитали заклинание над переполненным сокровищами погребом. После этого погреб стал медленно опускаться в землю, до тех пор, пока на его месте не остался только маленький холмик.
На рассвете татары ворвались в город, уничтожив всех, кто не успел спрятаться или уйти. Все дома были ограблены и разрушены, но спрятанные ночью сокровища найти так и не удалось. ...Шли годы, а поселение на Барвинковой горе лежало в руинах. Уцелевшие его жители разошлись, кто куда, а о нападении татар и о сокровищах, которые лежат в недрах Барвинковой горы, рассказывали своим внукам.
Безусловно, бесстрашных искателей на Барвинковой горе за эти столетия побывало предостаточно. Но вот какая оказия: что за день накопают, то за ночь кто-то невидимый засыплет. И так каждый раз. Только почтенные схимники Глинской пустыни и Петропавловского монастыря, которые знали святое письмо, рассказывали, что будто каждый год под Рождество, когда в церквях проходят ночные праздничные службы, на том самом месте Барвинковой горы всю ночь горит большая свеча. А за несколько минут до того, как в округе зазвонят колокола, в сокровищницу открываются трое дверей... Вот тогда - заходи и бери, что хочешь и сколько хочешь, но не медли!
Еще рассказывали, что нашелся было один смельчак из местных, у которого хватило духу в ночь перед Рождеством, когда на небе появилась первая звезда, прийти к горе. Пришел, стал на колени и начал Богу молиться. Сначала все вроде было в порядке, но потом смелость его стала куда-то исчезать, беднягу охватил нестерпимый ужас. Густые темные дебри окружили его, не стало видно ни свечи, ни неба, ни земли.
Стоит на коленях искатель древних богатств, перепугался до смерти, и все молится. Рад бы уже и отказаться от сокровищ, а возвращаться еще страшнее, чем стоять на заветном месте согнувшись. Тем временем вокруг него такое начало твориться, что рассказать страшно! Из земли слышался стон и плач. По-видимому, то плакали души погибших горожан. Где-то рядом в дебрях хохотал лесовик - всесущий Дух леса. Лесные русалки танцевали непристойные танцы, и все парами со спесивыми рогатыми мужичками. Вся эта богопротивная сила норовила приблизиться к нему и утащить куда-то. Тысячи дьявольских рук тянулись к бедняге, но лишь только достигали начерченного им круга, отдергивали свои длинные мохнатые пальцы с черными, согнутыми когтями. В это время погреб показался из земли. У его дверей по-татарски сидели гадкие существа - бесы и бесенята с собачьими мордами, козлиными бородками и телячьими копытами. Одни из них жгли в трубках какое-то вонючее зелье, другие играли в карты. А смельчак все молился и просил у Всевышнего помощи: "Господи, Боже милостивый, спаси меня, грешного, от бесов, от наглой смерти!"
Вдруг, откуда ни возьмись, появилась величественная фигура. Перед смельчаком стоял старец с бородой до колен, одетый в одежду монаха-схимника. При свете свечи видно было, что на его черном подряснике и на плечах белели нашитые кресты. Подобную одежду носили лишь почтенные схимомонахи и святые угодники Божьи. При появлении на вершине горы монаха около погреба стало тихо. Хохот чертовни отдалялся куда-то за дикое болото, в лесные чащи. Уста святителя-чудодейника прошептали молитву. Потом старец широким крестом благословил искателя приключений на земные деяния... И в это мгновение все трое дверей сокровищницы сами собой отворились.
- Ради чего ты, мужичок, здесь очутился, за чем пришел?
- Святой отче, прошу помочь на дневное пропитання рабу Божьему.
- Ну что же, иди скорее к погребу. Тебе позволяется трижды вынести оттуда все, чего пожелаешь, а в четвертый раз к сокровищам не ступай: на твой век и того хватит.
- Да святится имя твое, угодник Божий, - вежливо ответил искатель приключений, поклонившись старцу, который вдруг растворился в ночной темноте.
После этого разговора мужчина осмелел, твердо стал на ноги и, оглянувшись вокруг, с мешком под мышкой мгновенно очутился в кладовой. Вдоль каменных стен там стояли большие кованые лари, широкие дубовые кадки, бочки, а в них с верхом добра всякого. Огнем горело-выигрывало при свечах красное золото, мерцали всеми цветами радуги драгоценные камни. Было светло, как в солнечный день.
Около сокровищ стояла рогатая нечисть, вооруженная вилами и рогачами, за поясом каждого нечестивого торчал кривой ятаган. Они лениво сдували пыль или сметали ее своими хвостами. "Охранники" сокровищ вежливо освобождали дорогу человеку, который нагребал в мешок горсть за горстью. Они молча хлопали своими пучеглазыми глазами. Им было безразлично, зачем одному человеку столько сокровищ:
Не обращая внимания на нечисть, мужичок впопыхах бросал в большой мешок ценные вещи. Так он вынес три мешка всякого добра, оглянулся, посмотрел жадными глазами на большую кучу золота, серебра, брильянтов... и быстренько пошел к погребу в четвертый раз...