Вознесенская церковь, 1764 г.
с. Короп, Коропский район, Черниговская область
Церковь в Коропе построена в стиле казацкого барокко в 1764 году на средства атамана генеральной артиллерии и самого богатого жителя города Петра Юркевича. Храм – один из лучших образцов этого стиля, сохранившийся на Черниговщине.
Вознесенская церковь в Коропе и Преображенская церковь в Глухове того же времени являются памятниками-близнецами и по плану напоминают седневскую церковь. Возможно коропский и глуховский памятники строились одним мастером по более раннему седневскому образцу.
В плане крестообразная с малым выносом ветвей, в лобовые грани которых врезаны конхи. Пространственно-планировочная схема сооружения представляет тетраконх. Памятник увенчан восьмигранным барабаном, несущим купол с глухой главкой. На пилястрах, членящих конхи, раскрепован венчающий карниз. Углы основного объема фиксируются также пилястрами, капители которых образованы раскреповкой нижнего пояса треугольных фронтонов, вписанных в аттик. Пластическая обработка восьмигранного барабана повторяет тему основного объема и завершается также аттиком. Подфриэовый поясок оконтуривает перемычки оконных проемов барабана.
Вознесенская церковь в г. Коропе Черниговской обл., XVIII в. Фото автора
Джерело: Цапенко М. Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII веков. – М.: 1967 г., с. 164.
Доминирующее место в интерьере занимает центральное подкупольное пространство — подпружные арки стрельчатой формы опираются на пилоны, образованные угловым пересечением стен. Арки и плоские треугольные паруса несут восьмигранный барабан, каждая грань которого прорезана оконными проемами с лучковыми перемычками.
Пространства боковых помещений занимают подчиненное положение по отношению к центральному. Их криволинейные завершения подчеркивают центричность сооружения. Откосы оконных проемов коих, как и основного массива сооружения,— с лучковыми перемычками, форма оконной коробки с переплетами — прямоугольная. По центру каждого объема конхи, кроме восточного, расположены двустворчатые двери филенчатые прямоугольные с остеклением в верхней части (http://ua.vlasenko.net).
Стены конховых объемов завершаются профилированным карнизом, который крепуется на арках, отделяющих конху от центрального объема. Пространственное решение западной конхи усложнено вписанным в нее хором на деревянных перекрытиях. На хоры ведет распашная лестница, врубленная в толщу стены и открытая в сторону интерьера.
План зданий этого типа — правильный тетраконх, но в общем объемном решении апсиды не играют столь значительной роли, как это кажется по плану, ибо они не очень заметны в сопоставлении с мощным центральным объемом. Композиция здания в целом носит явно башенный характер. Это — здания-монументы, рассчитанные прежде всего на восприятие с расстояния. В них мало световых проемов и внутри царит полумрак.
Ее автором считается местный архитектор Максим Мосцепанов. В интерьере частично сохранилась настенная профессионально выполненная масляная живопись кон. XVIII в. Так же сохранились старинные иконы Спасителя и Богоматери, а икона рыбацкого цеха «Явление иконы Богоматери рыбакам» — едва ли не единственный в Украине памятник народной живописи XVIII в.
Где найти проживание на время своего путешествия?
Для поиска отелей используйте hotelscombined.com, сервис сравнивает цены в десятках систем бронирования, таких как booking.com
Что ещё посмотреть в с. Короп?
Достопримечательности Коропского района
Памятники истории национального значения Черниговской области