...Как всегда субботним утром мы долго просыпались, собирались и галопом бежали на автобусную станцию (Центральный рынок) чтобы успеть на маршрутку Харьков-Краснокутск. Повезло. Успели отбиться от назойливых таксюков и вскочить в отъезжающую, битком набитую маршрутку. И вот, на стуле в проходе, с ощущением сильного ветра на лице от настежь открытого окна, мы наблюдаем мелькающие за окном довольно знакомые пейзажи удаляющегося Харькова... Направлялись мы в глубинку Харьковской обл., чтобы полюбоваться остатками былой роскоши местных помещиков. Отметим, что добраться в с. Владимировка не так уж легко. Почему? Поймёте позже.
садились мы не как нормальные люди в центре Мурафы (на повороте), а в 2-х км. до центра (хотели прочувствовать местный колорит этого древнего поселения). И нам это удалось. Родина выдающегося кобзаря, общественного деятеля, одного из первых народных артистов Украины Ивана Кучугур-Кучеренко (как "враг народа" был расстрелян в харьковском Лесопарке) встретила нас раскалённым асфальтом и отсутствием тротуара.
Об этой выдающейся фигуре нам напоминает мемориальная доска на местной школе. Этот человек олицетворяет трагическую судьбу украинских народных певцов – кобзарей, лирников, которые во времена тоталитаризма преследовались и физически истреблялись уголовными органами.
Пройдя мостик через реку Мерчик, на левом берегу можно увидеть колодец в виде журавля. Это источник сероводородной минеральной воды «Мурафа» — гидрологический памятник природы. Известен он издавна, с 1866 года его вода используется для лечения. Проведенные в 1970 году анализы воды мурафского источника показали, что по одним параметрам она близка к типу кисловодского «Нарзана», по другим — к Березовской минеральной воде.
В посёлке мы обнаружили несколько памятников воинам великой отечественной войны, защитникам этого края.
Вдоль старого соснового бора 3-х километровая довольно не плохая асфальтированная дорога медленно, но уверено ведёт нас к остаткам былого великолепия садово-паркового искусства Слобожанщины – Натальевской усадьбе.
По дороге слева в кустах видим какие-то постройки. Спустившись вниз, в зарослях обнаружили разрушенные корпуса туберкулёзного санатория «Владимирский», явно закончившего своё существование очень-очень давно.
Разрушенные здания, ободранные палаты здравницы государственного значения, небольшая клумба посредине с памятником неизвестному - на месте некогда существовавших служебных помещений Натальевской усадьбы. Издержки Советского правительства.
Выбравшись на дорогу и пройдя немного мы натыкаемся на огромные ворота – парадный въезд в усадьбу. В общий объем арки входят также массивные кованые ворота и служебное помещение – сторожка с узкими окошками. Широкую массивную проездную арку якобы приподнимают острые шпили и обрывистость крыши. Этот парадный въезд проектировался архитектором О. В. Щусевым, который широко известен как автор проекта мавзолея В. И. Ленина и Казанского вокзала в Москве, с расчетом фронтального обзора лесных насаждений, куда он гармонически вписывался.
От парадной арки через весь парк, почти до самого берега реки, протянулась каштановая аллея. В конце XIX века, когда закладывали этот парк, каштаны были для Украины экзотичным растением. Родина конского каштана – страны Балканского полуострова. К нашему большому сожалению, много могучих каштанов этой аллеи погибли. Старая каштановая аллея верхнюю часть прежней усадьбы Харитоненко разделяет на две части. Слева – основные жилищные здания, расположенные в заповедном парке. Справа – хозяйственные службы, посадки деревьев, в неглубоком овражке – заросли ельника и кустов русского можжевельника, который на Харьковщине в естественном виде не встречается. В этой климатической зоне его выращивание нуждается в значительных усилиях. Кроме каштановой, в парке есть дубовая, еловая, и другие аллеи, которые соединяют разные корпуса имения. Парк хозяев славился не только редкими деревьями, но и яркими экзотичными цветами. В парке большое количество сосен, которые украшают его золотистостью стволов и зеленой кроной.
Утопая в песочной дороге мы исследовали каждый уголок оставшихся хозяйственных построек, которые последнее время использовались не по назначению. Перед глазами так и возникают образы сотен людей работающих здесь, планируя парковые дорожки, завозя плодородный грунт, разбивая газоны и цветники, высаживая редкие породы деревьев. Впечатляет водонапорная башня напоминающая башни Тауэрского моста в Лондоне, дом управляющего с великолепными, хитрыми львами, тихо охраняющие покой обитателей дома, милые клумбочки... Вот, грозная статуя сказочного героя выглядывающая из-за веток деревьев, отливая на солнце бронзой и малахитом. В кустах, спрятан некогда архитектурно-прекрасный фонтан, медленно, но уверено разрушающийся.
Да, видно Иван Герасимович Харитоненко здесь хотел создать своего рода очаг культуры и искусства, создававши такое великолепие...
Наигравшись с пасущимися грязными барашками, налюбовавшись прелестями усадьбы, мы добрались до изюминки загородной усадьбы «сахарного магната» того времени - Церковь Спаса Преображения. Об этой изюминке в инете очень-очень много инфы. Если коротко: церковь начали строить в 1911 году как «культурный центр» закончили и освятили в 1913 году. В ней хранилась коллекция старинных русских и украинских икон, предметы декоративно-прикладного искусства, старинные церковные книги. Видимо, все это богатство хотелось достойным образом хранить, показывать понимающим людям и, в конце концов, сохранить для потомков. Одни источники утверждают, что храм построен в русско-романском стиле, другие о романских мотивах молчат и говорят об использовании традиций Псковского, Новгородского и Владимирского зодчества. Сходятся в одном - сделано без слепого копирования готовых образцов. Над красотой храма работали лучшие художники и архитекторы того времени. В кладку стен были вмонтированы средневековые рельефы, привезенные из Европы. В интерьер поместили редчайший экспонат крест, вырубленный из камня более 900 лет назад. Рядом с церковью возвели необыкновенной формы колокольню. Назван храм в честь внучки или жены Харитоненко, точно не известно.
Музей древнерусского искусства отлично вписывается в природный ландшафт усадьбы дополняя его своим величественным станом радуя глаз и поныне. Всё вроде было в этой усадьбе, только вот с плодовым садом была проблема - бедная почва не давала возможности выращивать капризные экзотические сорта. И тогда мастерами был найден оригинальный выход: в 10 километрах от усадьбы на юго-западном склоне балки было построено 6 террас, которые, расположившись огромной дугой, целый день развернуты к солнцу. Каменная кладка террас дополнительно накапливала тепло, что позволило выращивать здесь самые редкие виды растений. Благодаря необычной форме этого сада, здесь слышны даже самые тихие звуки на расстоянии в 60 метров. Усиливаясь и переплетаясь, шелест листьев и пение птиц складываются в единую мелодию, поэтому называются они и по сей день - поющие террасы. Туда мы и направились, а именно в с. Городнее, Краснокутского района. На выходе, мы ещё раз наткнулись на произведение Щусева - въездную арку, которая своей архитектурой напоминает стиль модерн. Она сохранилась до наших дней. Возле западных въездных ворот были поставлены две каменные половецкие (скифские) «бабы». К сожалению увидеть их нам не удалось – их украли уже давно. Ещё раз напоминая нам про то как наше государство заботится о своём наследии. Наталиевский парк постигла судьба практически всех уцелевших дворянских гнезд. Его превратили в народную здравницу (туберкулёзный диспансер), таковой она оставалась до недавнего времени.
| |
| |
Просмотров: 2575 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |