Путешествуй самостоятельно

  • Главная
  • Новости
  • Отчеты
  • Вход
Каталог достопримечательностей Украины
Памятки национального значения
  • Памятки истории
    • Автономная Республика Крым
    • г.Киев
    • Винницкая, Волынская области
    • Днепропетровская, Донецкая области
    • Житомирская, Запорожская, И-Ф, Киевская, Кировоградская области
    • Луганская, Львовская, Николаевская области
    • Одесская, Полтавская, Сумская и Тернопольская области
    • Харьковская, Хмельницкая, Херсонская области
    • Черкасская, Черниговская, Черновецкая области
  • Памятки архитектуры
    • г. Киев
    • Киевская область
    • Закарпатська область
    • Львовская область
    • Днепр., Харьков, Херсон, Хмельницк, Черкассы, Полтава, И-Ф. областей
    • Сумская область
    • Черниговская область
    • Луганская область
    • м. Севастополь
  • Памятки археологии
    • г.Киев, Севастополь
    • Автономная республика Крым
    • Винницкая область
    • Волынская, Днепропетровская области
    • Донецкая область
    • Житомирская, Закарпатская области
    • Запорожская, И-Ф области
    • Киевская область
    • Кировоградская область
    • Луганская, Львовская области
    • Николаевская, Одесская, Полтавская области
    • Ровенская, Сумская, Тернопольская области
    • Харьковская, Херсонская области
    • Хмельницкая область
    • Черниговская область
    • Черкасская область
  • Памятки монументального искусства
    • г.Киев, Севастополь, Винницкая-Львовская области
    • Одесская - Черниговская области
Заповедники

Историко-культурные

Природные

Сакральное зодчество

Храмы и монастыри

Пещерные комплексы

Фольклор

Городские истории и легенды

Легенды Карпат

Легенды Крыма

TravelSmart маршруты

Заграница

Украина

История и краеведение

7 чудес Украины

Дворцы, усадьбы, резиденции

Закарпатье-зелёная жемчужина

Замки и крепости

Прикарпатье

История усадебной культуры Слобожанщины

 
У нас имеется очень немного источников, чтобы судить о быте помещиков Слободской Украины первых времен после ее заселения. Лишь отрывочные, но ценные для нас указания удалось почерпнуть среди документов частных архивов и в трудах известных исследователей Харьковской старины.
       
Как известно, присоединение Малороссии к Московскому царству произошло в 1654 году, но еще с 1617 года началось массовое переселение казаков из Польской Украины по направлению на восток. Десятки тысяч семейств покидали родные места на правом берегу Днепра и селились на живописных, покрытых лесом и тучными лугами, берегах рек Донца, Псла, Ворсклы и их многочисленных притоков.

Весь этот край тогда представлял собою цветущую пустыню на протяжении многих сотен верст к югу от Белгородской оборонительной черты. Сторожевые и отдельные всадники, выезжавшие для осмотра и охраны из городищ, не встречали никаких селений на своем пути.

Заселяя эту богатую пустыню, новым пришельцам с запада приходилось защищать ее от частых набегов крымских соседей, которые продолжали до конца 17-го века смотреть на вновь заселенный край, как на богатую ниву для грабежей. Татары наносили молодому краю громадный вред, не только грабя и убивая население, но главным образом задерживая на целое столетие культуру его и развитие экономической жизни.
        
И вот, в эту трудную эпоху мы впервые слышим о дворянских фамилиях, имя которых долго гремело впоследствии в жизни Харьковского края. У Ригельмана в «Статье о Печенегах» мы видим, что в первой половине 17-го века с первыми партиями казаков переселились шляхетские фамилии Захаржевских, Кондратьевых, Лесевицких и других.
        
Мы видим также, что вокруг этих имен объединяются переселившиеся казаки, избирают их своими руководителями. Действительно, в те годы места полковников в Харьковском и др. Слободских полках занимались членами этих фамилий. Ряд жалованных грамот царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Петра выданы на имя полковников Донца, Лесевицких, Квитки, Шидловских, Куликовских, Ковалевских и Кондратьева.
        
Полковник в то время являлся не только вождем, ведущим свой полк в бой, но и администратором целого района, находящегося в ведении того же полка. Здесь он был всемогущ, как гетман, подобно ему носил булаву и жаловал грамоты (универсалы). В то же время он являлся крупным помещиком этого района, так как цари московские щедро наделяли землями полковников за их службу и за верность их полков Московскому престолу в дни многочисленных смут и восстаний на Украине. К жалованным землям полковники скупали окрестные владения, а иногда и захватывали их самовольно и заселяли казаками, или черкасами, которые охотно шли под защиту влиятельных и сильных владельцев, а иногда и беглыми людьми с Москвы и Польши.
        
Что же являли из себя усадьбы первых помещиков-воинов?
 
Это были укрепленные места, небольшие крепости, окруженные рвами и палисадами. В Старой Водолаге, в усадьбе Ширковых, до сих пор остались следы насыпей и рвов старой крепости, в которой был двор полковника Григория Донца. У арх. Филарета мы находим описание его: «Дом господский деревянный, окружен наподобие четырехугольного редута с четырьмя бастионами. При нем даже нет сада».
        
Под постоянной угрозой татарских вторжений первые помещики должны были прежде всего думать о неприступности своих усадеб. Сами жилища и палисадники в те времена строились из дерева и, к сожалению, не сохранились нигде до наших дней. Вероятно, архитектура их носила черты, сходные с немногими, дошедшими до нас образцами деревянного церковного зодчества той эпохи – те же шатровые крыши и низкие стены с легкой орнаментикой и небольшими колоннами.
        
Судить о внутреннем убранстве домов мы можем по сохранившимся описям движимости полковников Донца, Шидловских и Перекрестова, мы видим, что богатые помещики того времени обставляли свои комнаты незатейливой мебелью; ставились деревянные стулья, столы, органы, но на стенах вешались зеркала и большое количество картин типичного казачьего стиля, образцы которого мы найдем в Харьковском музее. У стен ставили портреты знатных членов семьи.
        
Уже тогда крупные помещики считали для себя обязательным строить церкви в своих поместьях и при своих дворах. И если наружный вид этих церквей чарует нас наивной простотой своих линий, то для внутреннего убранства строители не жалели денег, и немногие церкви того времени, спасшиеся от огня или вандализма прихожан, красотой и причудливостью своих иконостасов свидетельствуют об искусстве тогдашних резчиков.
 
Примерами служат церкви с. Бездрик М. А. Алферовой в Сумском уезде и в с. Каплуновке Богодуховского уезда (построена полковником Перекрестовым), в ней впервые явилась чудотворная икона Каплуновской Божией Матери.
 

Иконостас Архангело-Михайловской церкви с. Бездрик, фото С. Таранушенко, 1927 год. Является одним из старейших иконостасов в Украине. Во время Второй мировой войны он, к сожалению, сгорел вместе с деревянной церковью, в которой находился
       

Существует предание, что Карл XII велел сжечь эту церковь, обложив ее соломой, и, видя из окна дома священника, что никакие усилия его солдат не достигают цели и церковь не загорается, устрашился гнева Богородицы и поверил в чудотворную силу иконы, которая тогда сопутствовала Петру I в походе, но издали покровительствовала своему храму.
 
Архитектура харьковских усадеб
 
Первые усадебные постройки Харьковской губернии относятся, вероятно, к половине XVIII столетия. Едва ли была необходимость сооружения поместий для владетелей обширных необработанных земель в более раннее время. Во всяком случае, если и появились тогда какие-либо здания, то, или позже снесенные до основания, они совершенно не сохранились до нашего времени, или были так перестроены, что их и не узнать теперь! Даже церкви начала XVIII века уцелели в этом крае не в очень значительном количестве.
        
Между тем помещиками тех времен, вероятно, построено было немало храмов. Впрочем, деревянные храмы в селах Мерефа (колокольня), Веселое, Бездрик и др. запечатлевают вполне все стилевые особенности церковных украинских трех и пятикупольных сооружений в стиле «барокко».

Уничтоженная советами в 30-х годах 20 ст. деревянная церковь Введение во Храм Пр. Богородицы, 1761 г. в Мерефа (Харьковская обл.)

GPS: 49.839867, 36.05225

Поэтому, прежде чем касаться самих усадеб, остановимся на церковных сооружениях как старейших из уцелевших памятников, имевших отношение к усадебному строительству.
        
В самом деле, прелестны купола таких церквей, прихотливо-изогнутые, с перехватами, в несколько ярусов подымающиеся над сравнительно низким основанием храма. Такие многоярусные купола – «бани» в Харьковском уезде не во многом уступят лучшим «памятникам» деревянной церковной архитектуры Черниговской, Киевской, Полтавской или Волынской губерний (церкви г. Короча, сел. Березки, Короп).
 
Больше всего сходства у них все-таки с известными храмами Черниговской губернии. Например, три яруса куполков колокольни в с. Мерефа – совершенно тождественны покрытию среднего купола церкви г. Короча и т. д. Встречается и шлемообразное покрытие купола (церковь в с. Бездрик). Характерною частью не только этих ранних деревянных храмов Харьковской губернии, но и более поздних, как бы по традиции воздвигнутых все в том же «барочном» стиле, являются крылечки со стороны паперти, с южной и с северной сторон.
        
Эти крыльца имеют вид портиков из очень тоненьких, часто парных колонок с упрощенными капителями (просто в виде четырехугольных дощечек) и базами (в виде дощечек, оструганных в виде кружочков). Колонки портиков покрыты треугольными фронтонами.
        
Таково, например, крылечко церкви в с. Иваны и др. Позднее и в каменную архитектуру проник этот же элемент, и мы встречаем всюду в самых простых по архитектуре храмах такие своеобразные портики.
        
В деревянном зодчестве, где стены всегда почти обшиты вертикально поставленными досками, часто интересна раскраска: колонки белые, а стены голубые, синие или желтые; при зеленых крышах «банных» покрытий (никогда не желто-зеленого тона, а всегда белесовато-бирюзово-зеленого) и золотых верхних куполках, колорит таких сооружений не лишен приятности.
        
Церкви Харьковской губернии, окруженные оградами (конечно, часто более поздними), с пышно разросшимися вокруг них садами, всегда поставленные удачно на холм или вообще «на отлет» от деревни, заслуживают быть отнесенными к числу живописных сооружений края.
        
Прежде чем перейти к каменным храмам, нельзя не упомянуть о деревянных старинных постройках другого предназначения. Здесь подразумеваются не усадьбы, – о деревянных помещичьих домах речь впереди, – а служебные, но не сельские, постройки. Деревянные, побеленные хаты, у которых сохранились интересные ставни, особенно красиво раскрашенные, – немногочисленны.
        
Таков навес или род звонницы в селе Гречановка Сумского узда. Это, по-видимому, не крестьянское сооружение, но, конечно, и не церковное. Между тем такие, где-то среди чистого поля или на краю деревни, у выезда из нее одиноко стоящие башенки – очень характерны, вполне стильны и должны быть отнесены к усадебному строительству, но может еще додворянской эпохи, т. е. к ХVII веку?
        
Церковь Старого Села отнести надо к началу XVIII века по стилю и, вероятно (для провинции всегда надо принять во внимание некоторое запаздывание), к половине столетия по времени построения.
        
И покрытие храма, и обработка стен, и рисунок наличников носят определенный характер стиля барокко, но не московского «нарышкинского» «барокко», а петербургского, «трезиниевского», хотя, правда, сильно упрощенного и даже огрубелого. Тяги карнизов мелкого, дробного профиля, подобие худосочных триглифов во фризе, прерванные высокие фронтоны с вставленными в тимпан круглыми окошечками, наличники окон с расширениями наверху, рустовка пилястр и силуэт куполов – напоминают церкви Петербурга эпохи Анны Иоанновны и Елисаветы Петровны, т. е. эпохи, предшествовавшей появлению великолепного графа Растрелли, приукрасившего и сделавшего более изящными постройки своего времени.
        
После церкви Старого Села надо упомянуть Должиковский храм, тоже XVIII столетия, построенный ранее нынешней усадьбы, вероятно, вместе с прежде существовавшим домом. Украина, барокко – чувствуется в основных формах храма! Паперть обработана по традиции колоннами: может, она поздняя? Восьмиугольное же завершение куба колокольни, с переходом шейкой к барочному куполку, конечно, раннее сооружение. Особенно это заметно по наличникам окон, которые уже определенно запечатлевают собою формы московского барокко, но, конечно, ничего общего с растреллиевским барокко, как некоторые хотят думать, эта церковь не имеет. Возможно, то самые верхние куполочки поздние (ампирные).
        
Сюда же отнесем церковь усадьбы Старый Мерчик, построенную в формах начала XIX и даже конца XVIII ст.

 

Церковь усадьбы Старый Мерчик.  Церковь Всех Святых, 1680 г. Была построен на месте деревянного храма, в 1778 году. Церковь очень красиво расписана внутри, такие теплые тона и хорошая атмосфера, как раз очень успокаивает после руин рядом стоящей усадьбы Шидловских, кстати, точно не знаю, но возможно храм является и усыпальницей Шидловских, ведь это был их семейный храм, либо есть захоронения на его территории

GPS: 49.9816583648323, 35.759053624690466

Церкви начала XIX ст. не более многочисленны. Отзвуки, правда, отдаленные, церквей, построенных Фельтеном в Петербурге во второй половине XVIII ст. находятся в Бабаях и Константиевке (вторая – как бы копия первой церкви); вот все то, что можно отнести к 1790—1810 годам. 1810—1820 годы зато дают нам уже отличные образцы чистого ампирного стиля. Есть среди этих храмов и импозантные и обширные сооружения. Некоторые из них сохранились в первоначальном виде и являются украшением не только края, но лучшею страницею истории архитектуры России.
        
Таких церквей, как в Великом Бурлуке, отчасти в Славгородке, немного во всей России, и не только в помещичьей или губернской России, но даже столичной. В самом деле, особенно первая из упомянутых церквей, по чистоте стиля и мощности осуществленных форм – сооружение, достойное проекта, исполненного рукою лучшего мастера: какие пропорции ордера, как тонко, нежно и умело выполнены все детали!
        
Какая невиданная красота колоннады, соединяющей колокольню с самим храмом! Прелестны и позднейшие церкви в стиле empire и в усадьбе Алексеевка и в Белом Колодезе, и в Гречановке, и в Графском. Есть храмы и с оттенком стиля faux gothique. Конечно, огромное большинство церквей Харьковской губернии – второй половины XIX столетия. Это все безличные классические «перепевы» 40—50-х годов: колокольни в два-три яруса с колонками испорченных ордеров, «вялые», плохого контура купола.
        

Усадебное строительство, беря свое начало в последних годах XVIII столетия, развивается главным образом в продолжение первой четверти XIX века. Лучшие постройки относятся к 20—30-м годам, причем, как исключение, можно упомянуть усадьбу Мерчик, одну из самых интересных не только в области рассматриваемых нами пяти уездов Харьковской губернии и даже не только во всей этой губернии, – но, смело можно сказать, – во всей России. Мерчик, очевидно, построен был в 80-х годах ХVIIIстолетия, в эпоху расцвета стиля Louis XVI, т. е. начала классицизма, когда на смену «барокко» Елисаветинской эпохи пришли новые течения из Парижа и в Петербурге строили Фельтен и Ринальди, а в Варшаве, Вильне – Кубицкий, Мерлини, Мошинский и Цуг.
        

Первые усадьбы Харьковской губернии вполне классического облика, как было уже сказано, относятся к началу XIX века.

     

Лишь Мерчик может быть поставлен особняком. Его архитектура стиля Louis XVI, и вообще весь план этой огромной усадьбы, именно план усадьбы (а не план только дома), т. е. всех служб, флигелей и амбаров, в связи с парком, цветниками, партерами, огородами и фруктовыми садами, – представляет собою что-то настолько самостоятельное и образцовое, что в общий обзор вместе с другими усадьбами Мерчик идти отнюдь не может.

Проживали в Уфе, Вятке, Вологде ссыльные поляки из Варшавы, строившие там отличные здания. Но еще вероятнее, что проект был заказан Шидловским архитектору из Варшавы. Очень уж мало общего в характере архитектуры этого дворца со всеми, вообще помещичьими усадьбами России, а сходство с фасадами домов в Варшаве и особенно с проектами Кубицкого, Мерлини, Цуга – огромное. Тот же, совсем и не Ринальдиевский оттенок стиля Louis XVI. Да и в общем плановом приеме усадьбы есть что-то скорее напоминающее поместья польской Подолии и Волыни, нежели русской Украины, т. е. Украины конца XVIII столетия, застраиваемой помещиками из петербургских сановников (Завадовским, Репниным, Миклашевским, Судиенком).
 
В Харьковской губернии строителями усадеб, не так как в остальной Украине, являлись больше местные помещики. Поэтому здесь было большое тяготение и к Москве, и к Польше, и к Петербургу (хотя такие усадьбы, как Хотень, являются исключением), но все же сильны были и местные традиции.
        
Сходство некоторых усадеб с упомянутыми виллами поразительное. И не только плановое (план Пануровского дома Черниговской губернии, планы домов в Алексеевке, в Сосновке, и планы вилл в Лизиере, в Баньоло, в Пойана – совершенно тождественны), но и по внешней обработке фасадов. Почему же сходны так эти виллы и усадьбы? Потому что были общими причины возникновения как тех, так и других. Венецианские дожи, обладая прекрасными дворцами на берегах каналов, тем не менее были лишены в городе хотя бы куска совсем незастроенной земли, сада, виноградника. Поэтому у них было желание завести свое хозяйство, иметь свои сады и, вообще, ощутить простор полей, им хотелось взрастить свою лозу, вдыхать аромат своих цветов.
       
Вилла – это место отдохновения, и только. Архитекторы-итальянцы увидели, что запросы наших помещиков те же, что и запросы венецианских графов. Так же, как и в лесистой местности у склона Альп, и здесь в Черниговской, Курской и др. губерниях среди лугов и лесов надо было устроить оазис, окруженный службами и амбарами, удобный для жизни и склада урожая полей. Так же вблизи дома перед одним из фасадов разбивали сад, с другой стороны получался двор, окруженный служебными постройками.
        
Словом, усадьба, как тема архитектурная, совпадала с виллой палладиевской, и архитекторы, получив много заказов, принялись за композицию проектов (строились как-то все сразу). При этом зодчие столь мало проникались местными условиями, что, почти целиком заимствовав планы родных им построек, совершенно забывали о неудобствах применения такого плана, вызываемых, например, нашим климатом. Прямо почти с подъездного портика, – вход в зал (Пануровка), или чудесная колоннада по фасаду – и вход прямо в зал (как в Фратта Полезина, в Лизиере). И так как нельзя устроить из лоджии подъезд, то парадная дверь вкомпановывается где-то сбоку (Железняк), или позже пристраивается в виде тамбуров, что безобразит все здание и явно свидетельствует о неудобствах плана (Хатнее).
        
Таковы причины возникновения итальяно-классического палладиевского типа усадьбы.

Руины усадьбы в Хотени, Сумская бласть

GPS: 51.08346915450013, 34.78608264468685

Лучшим в этом роде является дворец в Хотени. Таких мощных, обширных сооружений не было и в «усадебной» Италии. Гваренгиевская сила чувствуется в портиках, в богатейшей лестнице, в залах.

Позже, в Николаевское время, когда на смену классике приходит готика, – мы видим сооружения этого типа: Николаевку (портал из трех стрельчатых готических арок), Гиёвку (грандиозный дворец со стрельчатыми арками окон, мало, однако, интересный архитектурой), видим часовни в готике (Иваны), многие служебные сооружения (в Должике), въездную арку в Графском, церковь (снаружи) в Михайловке, род кордегардии в В. Бурлуке (очень интересную постройку в итальянской готике)… Еще позже, в пору начала развития форм русского стиля появляются такие сооружения, как конный двор в Старом Селе (с куполами в стиле якобы русском, но скорее напоминающем мавританский), дом в Гречановке, и т. д.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

 
 
"Дворцово-парковый комплекс "ШАРОВКА" (образцовая усадьба конца XIX - начала ХХ в.), с. Шаровка, Богодуховский район
 
Имение ШИДЛОВСКИХ или "Дворцово-парковый комплекс "Старомерчанский", с. Старый Мерчик, Валковский район
 
Усадьба в НАТАЛЬЕВКЕ или "Парк-памятка садово-паркового искусства общегосударственного значения "Натальевский", с. Владимировка, Краснокутский район
 
 
Источник: Г.Лукомский Старинные усадьбы харьковской губернии
 
 
 
назад                         на главную
Copyright TursonCorp © 2025
  • Главная
  • Новости
  • Отчеты о путешествиях
  • TravelSmart маршруты
  • 7 чудес Украины




  • Замки и крепости
  • Дворцы, усадьбы
  • Храмы и монастыри
  • Заповедники
Украина онлайн
Besucherzahler
счетчик посещений
Каталог сайтов «ua24.biz» Бесплатный конструктор сайтов — uCoz
Новости
Материалов за текущий период нет.
Что посмотреть

Волынская область  Ивано-Франковская область  Черниговская область

Львовская область  Сумская область  Закарпатская область

Полтавская область  Киевская область  Винницкая область

Автономная республика Крым  Луганская область  Донецкая область

Житомирская область  Одесская область  Тернопольская область 

Запорожская область  Хмельницкая область  Черкасская область

Херсонская область  Ровенская область  Харьковская область

Черновицкая область  Николаевская область  Кропивницкая область