Достопримечательности, храмы, костёлы, синагоги
с. Шаровка, Ярмолинецкий район, Хмельницкая область
Еще одной оборонительной церковь в этом районе является Покровская церковь, бывший монастырь доминиканцев. Ее старшей частью является колокольня, перестроенная из оборонной башни замка и датирована аж XIV веком - временем, от которого в Украине вообще мало что осталось. Собственно церковь построена в 1430-х годах, и освящена в честь Покрова Богородицы. В XVI веке ее восстанавливал после очередного татарского налета упомянутый Бернград Претвитц.
Интересные факты:
Претвич был выдающимся полководцем: он выиграл более 70 сражений с татарами, активно охотясь на них встречными карательными рейдами до Очакова. Более чем на четверть века - неслыханный по тем временам срок - кочевники оставили эти территории в покое. Благодаря умелому использованию разведке и общем ужасе, который он нагнал на крымцев, старый зольдат в разы повысил эффективность обороны региона. Именно благодаря обеспеченному им покоя в течение 1530-60-х годов началось развитие городов Подолья - впервые с древнерусских времен.
Высокий холм, на котором стоит храм, с юга и юго-запада защищала глубокая и заболоченная долина речки Вовчок, а с севера омывал полноводный ручей, русло которого в те времена было углублено и представляло собой наполненный водой ров
Архитектура абсолютно отличается от одноименной оборонной церкви, находящейся в 5 км отсюда, в Сутковцах. Была возведена в XIV веке, ее колокольня перестроена из башни, оставшейся от более ранних укреплений.
В 1607 году Яков Претвич основывает в Шаровке приход доминиканцев, а церковь переоборудывает в костел Благовещения Деви Марии.
В 1832 году приход закрывают, а церковь снова становится православной.
На Покровской церкви в Шаровке тоже были бойницы. Акварель Наполеона Орды, приблизительно 1882 г.
Покровские храмы в Сутковцах и Шаровке можно считать ровесниками - когда счет идет на столетия, жалкое десятилетие значения не имеет. Тем не менее, "шаровская" церковь, скорее всего, лет на 20-30 старше знаменитой соседки.
Жители Шаравки и Сутковец милитаризовали свои храмы не от хорошей жизни. По этим краям проходил печально известный "Кучманский шлях", по которому татарские отряды совершали регулярные набеги на Подолье и Галичину. "Шлях" ничего общего с дорогой в современном понимании не имел - это была широкая, в десятки километров, полоса, по которой регулярно шастали непрошеные гости.
В период Хмельниччины, а позже и османского владычества храм и кляштор пришли в запустение, но в начале XVIII века опять возродились. Увы, на Подолье "Галантный век" спокойствием не отличался. Хотя угроза татарских нападений миновала, в Речи Посполитой хватало и внутренних конфликтов - это и многочисленные восстания гайдамаков, и разборки между королем и Барской конфедерацией, и российская интервенция.
Когда наступил мир, церковь пришлось изрядно латать. Во время этого ремонта значительно расширили до того узкие стрельчатые окна-бойницы, пробили новые боковые входы и большое окно в башне-колокольне. Тогда же внутреннее пространство костела расписал знаменитый украинский художник Иосиф Прагтль (1737-1799). Росписи, к сожалению, не сохранились.
Покровский храм сегодня и в бытность костелом. Позади - кляштор, фото: dsnews.ua
После поражения Польского восстания 1830-1831 гг. император Николай I развернул широкие репрессии против поляков, римско-католической церкви и всех вольностей, еще сохранившихся на Правобережной Украине со времен Речи Посполитой. В частности, все города и местечка лишились Магдебургского права (самоуправления). Его оставили только Киеву, да и то не надолго.
В Шаровке в рамках антикатолической кампании закрыли кляштор (в 1831-м), а костел Благовещения снова стал православным храмом (1832-й), правда, названным уже не в честь Покрова, как раньше, а в честь Рождества Богородицы.
Во время реконструкции 1890-1892 гг. храм несколько "русифицировали" - замуровали старые готические проемы, поставили на крыше деревянный барабан с низким, украшенным небольшой "луковичкой" шатром, а также немного нарастили башню-колокольню, замуровав при этом классические бойницы в форме перевернутой щели для ключа.
При коммунистах храм использовали под склад.
Сегодня здесь действует Свято-Вознесенский храм УПЦ МП, но местные жители все равно называют церковь ее исконным именем - Покровской.
текст:dsnews.ua, Д. Полюхович
фото: Mykolenko Julia
Где найти проживание на время своего путешествия?
Для поиска отелей используйте международный сервис бронирования booking.com
Достопримечательности Ярмолинецкого района
Памятники истории национального значения Хмельницкой области