МОГИЛА КОШЕВОГО АТАМАНА ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ И.СИРКО
Ива́н Дми́триевич Серко́ или Сирко́ (укр. Іван Дмитрович Сірко; род. около 1610, Мурафа, Брацлавщина, Речь Посполитая или Мерефа на Слобожанщине, Русское царство — 1 августа, 1680, Грушевка (Капуловка), Войско Запорожское, Русское царство) — кошевой атаман Запорожской Сечи. Участник и организатор многочисленных походов и сражений, главным образом против «басурман» (крымских татар и турок), а также гетманских властей, проводивших пропольскую или протурецкую политику. Прославился как ревностный защитник православия. Герой украинских изустных преданий и песен.
Восемь раз Запорожская Сечь выбирала Ивана Дмитриевича Сирко кошевым атаманом. Всего многовекового существования Сечи ни один кошевой атаман не зажил такой любви и уважения среди сечевого общества. Украина - Левобережная, Правобережная, Слобожанщина - в 60-70-е годы XVII в. не знала человека, который бы мог сравниться популярностью с Иваном Сирко.
Всеобщее признание и безграничную благодарность современников получила тогда возглавленная Иваном Сирко героическая борьба казачества против турецко-татарских орд, которые угрожали геноцидом украинского народа.
Запорожский витязь ставил самой и главной целью каждого похода спасения пленников из плена, освобождения невольников, которые умирали в тяжелом рабстве в султанской Турции и Крымском ханстве. Большой талант полководца, личная храбрость, мужество и отвага сочетались в нем с безграничной преданностью народному делу.
Отмечая эти качества, надо бы отметить и сугубо человеческие черты характера Ивана Дмитриевича: расчетливый и мудрый, демократический, он был до аскетизма скромным в быту и глубоко верующим. На Сечи жил в шалаше, ел вместе с казаками из одного котла, носил, как и все, простую одежду. Историки считали, что по своим спартанским привычкам напоминал кошевой киевского князя Святослава.
Еще при жизни о И. Сирко ходили легенды, о его подвигах складывались думы и песни. Знаменитое письмо-пародию запорожских казаков султану Оттоманской Порты, неизвестно когда и кем создано (его варианты существуют еще с начала XVII в.), Народная память связала именно с этим легендарным кошевым. На всемирно известной картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» воссоздан образ Сирка, хотя о портретном сходстве говорить трудно - ведь до нас не дошла иконография героя.
До наших дней дошло сказание о том, что Иван Сирко, однажды застрелил из пистолета проплывавшего по реке черта. По этой причине она якобы и получила название - Чертомлык. На самом деле имя реки, на которой стояла Сечь, никакого отношения к черту не имеет, да и появилось оно еще задолго до Ивана Сирка. В переводе с тюркского языка слово «чертомлык» буквально означает «щучья река» или «щучья вода». После смерти кошевого атамана ходила молва, что он «трижды умирал в возрасте семидесяти лет, а всего ему было 210 лет отроду».
В конце двадцатых годов ему вместе с Богданом Хмельницким выпала честь быть в морском походе запорожских казаков против турецкой крепости Трапезунд. С украинским гетманом также находился в 1646 во Франции, совместно с армией принца Конде воевал под Дюнкерком. В исторических документах зафиксирована участие Ивана Сирко в освободительной войне украинского народа против господства шляхетской Польши, в частности в битве под Жванцем 1653 года. Два с половиной десятилетия Сирко защищал родную землю от ханских орд и никогда не знал поражения (явление в мировой истории уникальное). Он провел около ста больших и малых походов казаков в Крым и ногайские улусы, давал отпор ордам, которые врывались на территорию Украины, пытался помешать грабительским нападениям врагов.
Иван Сирко.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.
С запорожцами Иван Сирко отправлялся в походы под Перекоп, на татарские крепости в низовьях Днепра, на Очаков, Аккерман, Бендеры, на буджакских татар, Черный и Кучманский пути. Походы осуществлялись лодками Днепром, верхом степями, использовали казаки знаменитый лагерь, были у них и арматы.
Когда после смерти Богдана Хмельницкого между старшинами вспыхнула жестокая борьба за булаву, Иван Сирко, которого никогда не привлекали гетманские клейноды и который не стремился использовать свою огромную популярность и любовь народа для захвата власти, не вмешивался в эти распри.
Тяжело переживая страдания Украины, возникших вследствие внутренних междоусобиц и посягательств чужаков, хорошо понимал те скрытые мотивы, которыми руководствовались гетманы в борьбе за власть. Впоследствии, в 1674, он говорил: «Теперь у нас четыре гетмана: Самойлович, Суховей, Ханенко, Дорошенко, и ни от кого ничего хорошего нет; дома сидят и только христианскую кровь проливают за гетманство, за имения, за мельницы ».
В 1680 совместно с донскими казаками Сирко последний раз опустил свою победную булаву в битве с ордынцами. Возвращаясь из похода, он узнал об убийстве сыновей и жены после чего заболел и уехал из Сечи за 10 верст на свою пасеку в село Грушевка (ныне - с. Голая Грушовка, Ильинка, Томаковский район). В «Летописи» Самойло Величко написано: «... того же лета, 1 августа, скончался от этой жизни в своей пасеке Грушовке, похворав определенное время, славный кошевой атаман Иван Сирко ... похоронен знаменито ... с пребольшой пушечной и мушкетной стрельбой и с большим сожалением всего Низового войска".
В 1709 году (перед Полтавской битвой, когда гетман Мазепа и кошевой Гордиенко перешли на сторону шведского короля Карла XII, Петр I решил ликвидировать Чертомлыкскую Сечь, как центр антифеодального движения на Украине), разрушая Чертомлицкую Сечь, российские военные отряды осквернили казацкие могилы, уничтожили и каменный крест, который был на могиле кошевого. Лишь 25 лет спустя, вернувшись на свои займища, запорожцы восстановили давнее кладбище, а вместо креста на могиле атамана установили камень с надписью, где ошибочно указали датой смерти Сирко 4 мая 1680 года. Этот камень сохранился до наших дней.
Р. Б. (Року божего) 1680 мая 4 Преставися рабъ Бож. Іоанъ Сѣрко Дмитровичъ атамань кошовий воска Запорозкого за его Ц. П. В. (Царского Пресветлого Величества) Федора Алексѣвича. Памят Праведнаго со похвалами»
18 сентября 1965 года Совет Министров УССР принял постановление «Об увековечении памятных мест, связанных с историей запорожского казачества». Этот документ определил первостепенное значение в истории запорожских казаков острова Хортицы. Именно там решено было создать Государственный историко-культурный заповедник, некрополь казацких атаманов (причудливо названный пантеоном), установить памятные знаки, открыть музей истории казачества.
Для формирования «пантеона» было предусмотрено перенесение захоронений знаменитых личностей казацкой истории – кошевых атаманов Ивана Сирко из села Капуловки Никопольского района Днепропетровской области, Петра Калнышевского с Соловецких островов, кошевого Задунайской Сечи Иосифа Гладкого, а также гетмана Петра Дорошенко. Впрочем, необходимость перемещения останков Ивана Сирко мотивировалась еще и тем, что его могиле угрожало разрушение от волн недавно созданного Каховского водохранилища. Но никопольчане отстояли своего героя и было принято решение перезахоронить атамана на Сторожевой (иначе – Бабиной) Могилы (курган эпохи бронзы), расположенной возле Капуловки.
Была отведена площадь в 4 гектара, предназначенная для закладки парка; сама же Сторожевая Могила должна была стать местом перезахоронения Сирко. 23 ноября 1967 года в крайне сложных погодных условиях (шел дождь со снегом) Л. П. Крылова начала раскрывать могилу атамана. Раскопки велись в темное время суток, при свете фар бульдозера; в этой ситуации от археолога было просто невозможно требовать соблюдения хоть какого-то минимально допустимого уровня проведения полевых исследований. Нервозности добавляло и то, что жители Капуловки и соседнего Покровского следили за каждым шагом властей и археологов, а наиболее активные пытались фотографировать.
Велся даже дневник раскопок: "Был обнаружен деревянный гроб, покрытый шелковой атласной тканью, с останками мужчины в преклонном возрасте, 175-180см ростом, сильного физически. На голове у него была соболья шапка, одежда из шелковой ткани (остатки). Обувь, крест, оружие, какие-либо украшения — отсутствовали. Некоторые части скелета и череп были смещены, лицевая часть черепа сильно noвреждена"
Как записано в отчете археолога: «Материалы, необходимые для восстановления внешнего облика и скульптурного портрета И. Д.Сирко (это и был череп), переданы Герасимову М.М. в Институт этнографии АН СССР». Некоторые остатки ткани, ниток, меха, волос и другие материалы переданы для научного изучения на кафедру судебной медицины Днепропетровского мединститута профессору Рубежанскому А.Ф.
В изготовленный специально гроб положили останки и остатки одежды и захоронили в новой могиле глубиной 2 метра, обложенной кирпичем, прикрытой железобетонными плитами и землей, водрузив на ее вершину плиту-обелиск с памятной надписью XVII века.
Фото: shukach.com
В последующие годы могила была реконструирована и приобрела современный вид с бронзовым бюстом Сирко скульптора В. Д.Шконды, выполненного на основе реконструированного портрета.
А о возврате черепа Сирко и подзахоронении его к останкам никто на протяжении десятилетий не вспоминал.
Он благополучно хранился в Москве в Институте этнографии, пока в конце 80-х годов редакция журнала «Пам’ятки України» (редактор А.Сериков) во весь голос не заговорила об этой проблеме. В 1989 году антрополог Сергей Сегеда наконец привез череп из Москвы в Киев, а в 1990 году во время празднования 500-летия казачества передал в Никопольский райисполком для решения вопроса о его дальнейшей судьбе.
Праздник отгремел, а череп Сирко снова на годы остался лежать в сейфе председателя Никопольского райисполкома. Никто так и не решился подзахоронить его к останкам мотивируя тем, что могила залита огромным количеством бетона и добраться до нее нет никакой возможности. Были предложения построить возле могилы часовню (каплицю) и в ней хранить череп. Но все проекты были дорогостоящими и не воплотились в жизнь до сих пор. Череп для надежного хранения летом 1997 года передали временно в фонды Днепропетровского исторического музея, коллектив которого надеется, что он когда-нибудь будет подзахоронен в могилу атамана, и славный запорожский воин наконец упокоится на многие столетия, сохранив о себе добрую память потомков.
Как добраться: Курган и могила N 47° 34.32' E 34° 13.256'
23 августа 2000 состоялась торжественная церемония перезахоронения останков кошевого атамана в Капуловке. В склепе находятся все останки кошевого. История с его рукой является легендой. Из Москвы возвращено части тела, которые были изъяты ранее - череп и некоторые другие части. По черепу было восстановлено его портрет из которого сделано бюст на могиле. Перед погребением были исследованы останки и установлено, что они соответствуют описанию Ивана Сирко и имеют характерные полученные им следы от ранений. Однако генетическая экспертиза не делалась. Материалы этих исследований, воссозданный скульптурный портрет атамана экспонируется в зале №3 «История Украины и края в XIV-XVIII веках. Запорожское казачество» Днепропетровского исторического музея им. Д. И. Яворницкого.
Общество охраны памятников истории и культуры Никопольского района начало работу над созданием возле могилы кошевого музея под открытым небом, наподобие Переяслав-Хмельницкого. Первым шагом на этом пути стало перенесение старинной ветряной мельницы из села Ульяновки Никопольского района. Но у никопольских энтузиастов не было определенности относительно того, каким должен быть будущий мемориал, не было и надлежащей помощи от научных центров. Потому и результат получился весьма скромным. Рассказывают, что известный историк Михаил Брайчевский не удержался от иронического замечания: «Сделали... из Сирка – Героя Советского Союза!». И в самом деле, никопольчане делали, как мыслили: в контексте своей эпохи и периферийности своего бытия.
Церковь Святой Покровы Божьей Матери
Д. И. Яворницкий. История запорожских казаков. Т.2. Гл.14
Мицик Ю.А. Отаман Іван Сірко. - Запоріжжя : РА Тандем-У, 2000. - 44 с.
Владислав ГРИБОВСКИЙ к. и. н., исполнительный директор Института общественных исследований
Геликон. Третий выпуск. - Никополь: "Никопольская городская типография", 2004. - С. 196-205.
Фото: из социальной сети
Достопримечательности Днепропетровской области
Памятки истории национального значения Украины
Памятки археологии Днепропетровской области
Памятки архитектуры национального значения