Старейший памятник архитектуры Харьковщины - Спасо-Преображенский собор, 1681 г.
г. Изюм, Харьковская область
Стефан Андреевич Таранушенко — украинский советский искусствовед, историк архитектуры, музейный деятель писал, что храм было построено на средства Харьковского полковника Григорию Донцу (Изюмский полк) и Фёдора Шидловского.
Многие архитектурные решения при детальном рассмотрении очень напоминают работы мастеров харьковского Покровского собора, что заставляет думать о том, что выполнены оба построения одними и теми же мастерами и зодчими, хотя само объемное пространство у них все же различно. Почти спустя век, собор подвергают капитальному ремонту, и в 1886 году на западной стороне пристраивают к нему колокольню и притвор.
Фасады — аркатурный пояс, профилированный цоколь, карнизы — декорированы зубчатым поребриком. «В интерьере высоко раскрытое пространство воспринимается единым благодаря высоким и широким трехцентровым подпружным аркам, объединяющим ветви собора с центральным объемом»
Пятиглавый собор, имеющий в плане форму креста, освящён в 1684 г., в 1751 обновлён после ремонта. После Полтавской битвы Пётр I подарил храму напрестольное Евангелие. На стенах храма до революции висели трофеи, полученные полком в военных походах.
Восточная и западная главы, притвор и колокольня были разрушены во время Великой Отечественной войны - 2-й мировой. Однако через десять лет после ее окончания здание было отреставрировано в первоначальном виде, главы и декор были восстановлены, поздние наслоения убраны. Железное покрытие крыши в 1983 году заменили медным. Кирпич для реставрации изготавливался по образцам того, из которого был сложен храм.
В 1902-1903 гг. собор был перестроен по проекту епархиального архитектора. Строительные работы длились около 30 лет, храм был восстановлен в первоначальном виде, в каком он был построен ещё в 1682 году.
Слобожанские церкви имеют общие черты, которые отличают их от храмов Гетманщины: это преобладание вертикальной компоненты и уверенная опора мастеров на народные традиции деревянного церковного зодчества. На Слобожанщине это было вызвано необходимостью сохранить преемственность принесённых с Правобережья традиций, удовлетворявших высоким эстетическим критериям, необходимостью утвердиться на новом месте — обжить новое пространство, при помощи камня осознать новые реалии природной и социальной среды.
Достопримечательности Изюмского района