Введенский храм Пресвятой Богородицы, 18 в. - древнейший храм Слобожанщины
пгт. Введенка, Озёрная 19, Чугуевский район, Харьковская область
Первая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1655 г. После пожара 1728 г. эту церковь восстановили, но уже в 1777 г. разобрали по причине ветхости. На ее месте построили новую, которая и дошла до наших дней. В годы советской власти церковь продолжала действовать, ее закрыли только в 1961 г.
В 1980 г. Введенский храм внесли в список памятников архитектуры, охраняемых государством, но после развала совецкого союза так и не включили в реестр национальных памятников Украины. А в год 1000-летия Крещения Руси (1992 год) вновь передали верующим. Именно тогда храм привели к первоначальному виду и покрасили в радостные голубовато-зеленые тона.
Храм по своей конструкции соответствует архитектурным памятникам деревянного зодчества бойковщины (Восточная часть Карпат). Там главным пространственным компонентом религиозного сооружения является тридельность с равными пропорциональными оконечностями.
Расположение помещений в одну линию, где алтарная комната и часть, где располагается вход в храм – приблизительно одинаковые по величинам (высота, длина). Центральный неф значительно возвышается над ними. Таким образом, собор напоминает «трезубец». Точно такую же конструкцию с характерными для Западной Украины маковками куполов мы видим и здесь.
Введенская церковь принадлежит к типу трехсрубных с двухъярусным центральным «бабинцем», имеющим в плане восьмигранное очертание. К нему с двух сторон примыкают шестигранные срубы. Все три сруба перекрыты восьмигранными пирамидальными крышами, увенчанными маленькими луковичными главками и крестами.
Интерьер церкви украшают изящный резной иконостас с иконами работы чугуевских мастеров и великолепное деревянное паникадило.
На Харьковщине деревянные церкви строили из дубовых бревен, а сверху обшивали вертикальными досками. Церковь в Введенке почти 150 лет простояла «открытой» - стены были сложены из обтесанных дубовых балок. Эта конструкция, не смотря на старину, впечатлила мастеров, проводивших реставрацию в 1980-х годах. Под досками оказалось "живое" дерево, не превратившееся в труху. При строительстве не использовались утеплители, растворы…
Досками храм был обшит в конце XIX века. Единственным архитектурным отличием от бойковского стиля, можно считать характер выведенных стен. На Западной Украине встречается косой подбой вдоль всего периметра здания, который напоминает собой полы юбки, а верхняя часть закрыта сплошным слоем деревянных пластин с небольшими оконцами.
А вот в крестовокупольных храмах, которые более распространены на этой территории, стены от низа к верху - прямые. Здесь, при всей очевидности западноукраинской формы, использовался именно этот, местный элемент.
Внутренне убранство храма совсем не соответствуюет принятым в русском Православии канонам. Иконостас не единый по духу. Он собран из множества изображений разных эпох. Все иконы, за стеной которых, скрывается алтарь - «разнокалиберные». Некоторые с резными, или лепными позолоченными рамками, другие в простеньком убранстве. Да и каноническому расположению образы не соответствуют.
Своды над головой не расписаны (такой особенностью обладают подавляющее большинство церквей в казачьем стиле), а евангелисты не располагаются в четырех углах, а по двое в линию справа и слева от иконостаса. Интересно, что выходя из храма видим изображения Св. Ольги и Св. Владимира…
В некоторых описаниях говорится что, иконы созданы мастерами из Чугуева…. В годы советской власти церковь продолжала действовать, ее закрыли только в 1961 г. И только в 1988 году, когда Православие возвышалось за счет рекламной волны, связанной с 1000-летием Крещения Руси, этот храм снова был отдан верующим.
Несмотря на то, что в 1980 г. церковь получила статус памятника архитектуры, должного внимания со стороны государства строение так и не почувствовало…
По словам местных жителей, еще была и двухэтажная квадратная в сечении колокольня. Она не сохранилась. Удивительный момент, если учесть, что такого типа строения встречаются на Западной Подолии (нынешние Хмельницкая и Тернопольские области). Все говорит о том, что этот храм был построен переселенцами из этих отдаленных краев.
И если первый вариант храма более соотносится с местными традициями, то почему вдруг появилась совсем другая архитектурная направленность, непонятно. Возможно, что была еще какая-то волна переселенцев, о которой документы умалчивают. И именно эти люди оказались наиболее влиятельными в выборе культурных приоритетов.
Храмовое строение окружает странная легенда о том, что поселение получило название по наименованию церкви. В истории такие случаи не известны. Обычно возникает поселение, а когда накапливается достаточно свободных от хозяйствования и защиты от врагов мужских рук, начинают возводить храм и зовут священников.
Достопримечательности Чугуевского района
Памятки археологии национального значения Харьковской области