Путешествуй самостоятельно

  • Главная
  • Новости
  • Отчеты
  • Вход
Каталог достопримечательностей Украины
Памятки национального значения
  • Памятки истории
    • Автономная Республика Крым
    • г.Киев
    • Винницкая, Волынская области
    • Днепропетровская, Донецкая области
    • Житомирская, Запорожская, И-Ф, Киевская, Кировоградская области
    • Луганская, Львовская, Николаевская области
    • Одесская, Полтавская, Сумская и Тернопольская области
    • Харьковская, Хмельницкая, Херсонская области
    • Черкасская, Черниговская, Черновецкая области
  • Памятки архитектуры
    • г. Киев
    • Киевская область
    • Закарпатська область
    • Львовская область
    • Днепр., Харьков, Херсон, Хмельницк, Черкассы, Полтава, И-Ф. областей
    • Сумская область
    • Черниговская область
    • Луганская область
    • м. Севастополь
  • Памятки археологии
    • г.Киев, Севастополь
    • Автономная республика Крым
    • Винницкая область
    • Волынская, Днепропетровская области
    • Донецкая область
    • Житомирская, Закарпатская области
    • Запорожская, И-Ф области
    • Киевская область
    • Кировоградская область
    • Луганская, Львовская области
    • Николаевская, Одесская, Полтавская области
    • Ровенская, Сумская, Тернопольская области
    • Харьковская, Херсонская области
    • Хмельницкая область
    • Черниговская область
    • Черкасская область
  • Памятки монументального искусства
    • г.Киев, Севастополь, Винницкая-Львовская области
    • Одесская - Черниговская области
Заповедники

Историко-культурные

Природные

Сакральное зодчество

Храмы и монастыри

Пещерные комплексы

Фольклор

Городские истории и легенды

Легенды Карпат

Легенды Крыма

TravelSmart маршруты

Заграница

Украина

История и краеведение

7 чудес Украины

Дворцы, усадьбы, резиденции

Закарпатье-зелёная жемчужина

Замки и крепости

Прикарпатье

Введенский храм Пресвятой Богородицы, 18 в. - древнейший храм Слобожанщины

пгт. Введенка, Озёрная 19, Чугуевский район, Харьковская область

Первая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1655 г. После пожара 1728 г. эту церковь восстановили, но уже в 1777 г. разобрали по причине ветхости. На ее месте построили новую, которая и дошла до наших дней. В годы советской власти церковь продолжала действовать, ее закрыли только в 1961 г.

В 1980 г. Введенский храм внесли в список памятников архитектуры, охраняемых государством, но после развала совецкого союза так и не включили в реестр национальных памятников Украины. А в год 1000-летия Крещения Руси (1992 год) вновь передали верующим. Именно тогда храм привели к первоначальному виду и покрасили в радостные голубовато-зеленые тона.

Храм по своей конструкции соответствует архитектурным памятникам деревянного зодчества бойковщины (Восточная часть Карпат). Там главным пространственным компонентом религиозного сооружения является тридельность с равными пропорциональными оконечностями.

Расположение помещений в одну линию, где алтарная комната и часть, где располагается вход в храм – приблизительно одинаковые по величинам (высота, длина). Центральный неф значительно возвышается над ними. Таким образом, собор напоминает «трезубец». Точно такую же конструкцию с характерными для Западной Украины маковками куполов мы видим и здесь.

Введенская церковь принадлежит к типу трехсрубных с двухъярусным центральным «бабинцем», имеющим в плане восьмигранное очертание. К нему с двух сторон примыкают шестигранные срубы. Все три сруба перекрыты восьмигранными пирамидальными крышами, увенчанными маленькими луковичными главками и крестами.

Интерьер церкви украшают изящный резной иконостас с иконами работы чугуевских мастеров и великолепное деревянное паникадило.

На Харьковщине деревянные церкви строили из дубовых бревен, а сверху обшивали вертикальными досками. Церковь в Введенке почти 150 лет простояла «открытой» - стены были сложены из обтесанных дубовых балок. Эта конструкция, не смотря на старину, впечатлила мастеров, проводивших реставрацию в 1980-х годах. Под досками оказалось "живое" дерево, не превратившееся в труху. При строительстве не использовались утеплители, растворы…

Досками храм был обшит в конце XIX века. Единственным архитектурным отличием от бойковского стиля, можно считать характер выведенных стен. На Западной Украине встречается косой подбой вдоль всего периметра здания, который напоминает собой полы юбки, а верхняя часть закрыта сплошным слоем деревянных пластин с небольшими оконцами.

А вот в крестовокупольных храмах, которые более распространены на этой территории, стены от низа к верху - прямые. Здесь, при всей очевидности западноукраинской формы, использовался именно этот, местный элемент.

Внутренне убранство храма совсем не соответствуюет принятым в русском Православии канонам. Иконостас не единый по духу. Он собран из множества изображений разных эпох. Все иконы, за стеной которых, скрывается алтарь - «разнокалиберные». Некоторые с резными, или лепными позолоченными рамками, другие в простеньком убранстве. Да и каноническому расположению образы не соответствуют.

Своды над головой не расписаны (такой особенностью обладают подавляющее большинство церквей в казачьем стиле), а евангелисты не располагаются в четырех углах, а по двое в линию справа и слева от иконостаса. Интересно, что выходя из храма видим изображения Св. Ольги и Св. Владимира…

В некоторых описаниях говорится что, иконы созданы мастерами из Чугуева…. В годы советской власти церковь продолжала действовать, ее закрыли только в 1961 г. И только в 1988 году, когда Православие возвышалось за счет рекламной волны, связанной с 1000-летием Крещения Руси, этот храм снова был отдан верующим.

Несмотря на то, что в 1980 г. церковь получила статус памятника архитектуры, должного внимания со стороны государства строение так и не почувствовало…

По словам местных жителей, еще была и двухэтажная квадратная в сечении колокольня. Она не сохранилась. Удивительный момент, если учесть, что такого типа строения встречаются на Западной Подолии (нынешние Хмельницкая и Тернопольские области). Все говорит о том, что этот храм был построен переселенцами из этих отдаленных краев.

И если первый вариант храма более соотносится с местными традициями, то почему вдруг появилась совсем другая архитектурная направленность, непонятно. Возможно, что была еще какая-то волна переселенцев, о которой документы умалчивают. И именно эти люди оказались наиболее влиятельными в выборе культурных приоритетов.

Храмовое строение окружает странная легенда о том, что поселение получило название по наименованию церкви. В истории такие случаи не известны. Обычно возникает поселение, а когда накапливается достаточно свободных от хозяйствования и защиты от врагов мужских рук, начинают возводить храм и зовут священников.

 

Достопримечательности Чугуевского района

Памятки археологии национального значения Харьковской области

Монументальное искусство

Памятки архитектуры

Copyright TursonCorp © 2025
  • Главная
  • Новости
  • Отчеты о путешествиях
  • TravelSmart маршруты
  • 7 чудес Украины




  • Замки и крепости
  • Дворцы, усадьбы
  • Храмы и монастыри
  • Заповедники
Украина онлайн
Besucherzahler
счетчик посещений
Каталог сайтов «ua24.biz» Бесплатный конструктор сайтов — uCoz
Новости
Материалов за текущий период нет.
Что посмотреть

Волынская область  Ивано-Франковская область  Черниговская область

Львовская область  Сумская область  Закарпатская область

Полтавская область  Киевская область  Винницкая область

Автономная республика Крым  Луганская область  Донецкая область

Житомирская область  Одесская область  Тернопольская область 

Запорожская область  Хмельницкая область  Черкасская область

Херсонская область  Ровенская область  Харьковская область

Черновицкая область  Николаевская область  Кропивницкая область