10:34 Обновленное искусство слобожанских пальцевых росписей
| |
Народные мастера Луганщины возрождают старинное искусство росписи, которое, по утверждению специалистов, стоит в одном ряду с такими знаменитыми видами народных промыслов как Петрикивка и Городец.
В наше время трудно представить себе бесхозные и неисследованные древности. Казалось, все они собраны, описаны и разложены по полочкам в краеведческих музеях. К сожалению, повсеместная урбанизация и глобализация стирают грань между разными этническими группами, отодвигают от нас свидетельства даже недалекого прошлого. Но, как оказалось, иногда открытия находятся буквально рядом – на стенах и в сундуках у бабушек, в соседних селах. Просто увидеть и найти их дано не каждому. В первую очередь древности раскрываются перед талантливыми мастерами, любящими свое дело и свой родной край.
В минувшую среду Областной центр народного творчества порадовал нас необычной выставкой и презентацией – «Старобельские орнаменты». Посвящено мероприятие культурному проекту с одноименным названием, инициатором и организатором которого стала Старобельская женская организация «Виктория».
Посетители увидели предметы прикладного искусства, украшенные яркими цветочными росписями. Необычность же выставки была в том, что все изделия представляли собой сегодняшнее отражение древней старобельской (слобожанской) техники пальцевых росписей.
Характерная особенность представленной росписи состоит в том, что она имела сугубо бытовое – прикладное значение. Орнаментами из стилизованных цветов, лепестков, бутонов покрывались вещи, необходимые в хозяйстве – это в первую очередь свадебные сундуки, ковры, разделочные доски, коромысла, детские игрушки. О свадебных сундуках для приданого невестам речь особая, ведь именно они сегодня лучше прочих изделий сохранились, донесли современным мастерам краски и композиции именно старинной росписи, дали возможность восстановить приемы письма.
Собственно с сундуков все и началось. Коллектив единомышленников – В.Флят, А.Флят, М. Ремнева, Т.Гоженко, А.Домненко и О.Волошина к началу работы над собственно живописью Старобельщины уже имели большой опыт прикладной росписи, обучения детей в художественных кружках. В начале совместной деятельности каждая мастерица уже специализировалась в своем направлении искусства. Начало проекту положили поездки мастеров по отдаленным селам, в ходе которых были собраны образцы росписей. Фотографии и кальки тщательно изучались и систематизировались. Затем были составлены специальные технологические карты, схемы рисунков. Восстанавливали даже состав древних лаков и красок.
Оригинальность Старобельской росписи во многом обусловлена географическим положением города. Расположение Старобельска на пересечении торговых и почтовых путей способствовало тому, что в ярмарочные дни сюда привозили и увозили предметы быта с нескольких соседних губерний. Во многом именно поэтому и старобельские росписи вобрали в себя как традиционные украинские, так и российские черты.
«Это только на первый взгляд прикладное искусство кажется примитивным. – Говорит идеолог проекта, народная мастерица Луганщины Алена Флят. – Да, оно простое, но эта простота вобрала в себя необыкновенную глубину. Для того, чтобы почувствовать Старобельскую слобожанскую роспись, повторить ее у нас ушло более двух лет кропотливого труда».
И только после этого мастера стали использовать типичные старобельские приемы живописи для создания современных произведений.
В восстановленных орнаментах много интересного: яркие солнечные многолучевые композиции, сочетания темных и светлых цветов, даже способ нанесения орнамента необычен. Большая часть рисунков нанесена на поверхности краской – непосредственно пальцами художника. Искусствоведы утверждают, что подобная техника была практически не известна в Европе, хотя, по некоторым данным и Микеланджело и Ван Гон экспериментировали в таком стиле.
Как это ни странно, но наибольшее распространение пальцевая роспись получила в средневековом Китае, и ее изобретение приписывают императору Шунчжи: «Однажды император случайно окунул пальцы в чернильницу с тушью и, вытирая их, прижал к куску шелка. Отпечатки пальцев напомнили ему стадо буйволов, и он быстро дорисовал их кистью». Китайцы же утверждали, что через прямой контакт кончиков пальцев с красками будущему произведению передаются энергетика, эмоции и чувства художника. Мало кто обращал внимание и на то, что оскароносный мультфильм «Старик и море» тоже рисовался на стекле медленно застывающей масляной краской, которая позволила создать эффект «переливающегося кадра». А вот современные медики и психологи рекомендуют использовать рисование пальцами в развивающих и лечебных детских программах.
Не удивительно при этом, что и в старинных старобельских образцах пальцевой росписи, и в восстановленных орнаментах можно прочитать целую гамму настроений и чувств мастеров, их характеры, вполне возможно, что и зашифрованные послания .
Сегодня обновленным слобожанским искусством пальцевой росписи заинтересовались представители Этнографического музея в с. Пирогово, школа ремесел при эколого-натуралистическом центре Украины. На ближайшее время запланирована выставка старобельских росписей в Украинском Доме. В недалекой перспективе – создание музея и отдельной художественной школы слобожанской росписи.
Мы искренне рады за коллег – старобельских мастеров, сумевших приоткрыть никому ранее не известный пласт культуры Слобожанщины. Хочется пожелать им дальнейшей интересной плодотворной работы. Но еще больший оптимизм вселяет в нас понимание того, что культурные ценности Луганщины через подобные проекты находят достойное место и в украинской и в общемировой культурной сокровищнице.
Источник: http://h.ua
| |
Категория: ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ УКРАИНА | Просмотров: 1221 | | |
Всего комментариев: 0 | |