10:45 Сакральные памятники Закарпатья на деревянных туристических марках
| |
Деревянные кружочки с изображениями достопамятных мест - что особенного? А вот что. Это туристические марки - предмет гордости, коллекционирования, даже ажиотажа для европейских путешественников. С недавних пор они появились и в Украине. Главное место среди них заняли туристические марки, посвященные памятникам сакральной архитектуры: монастырям, церквям, костелам. Отдельную категорию составляют деревянные храмы. О новой для Украины туристической "фишке" рассказывает Елена КРУШИНСКАЯ, владелица сайта "Деревянные храмы Украины".Деревянные "трофеи" - чешское изобретение Где есть сувениры, там найдутся и коллекционеры. Фан-клуб страстных собирателей насчитывает более 15 тысяч участников, и говорить о десятках тысяч незарегистрированных. Многие коллекционеры имеют уже сотни и тысячи ТМ из разных стран. Коллекционеры объединяются на сайтах и форумах, обсуждая новые ТМ и планируя совместные путешествия по "трофеями".
Популярность ТМ давно перешла границы Чешской Республики и распространилась на Словакию, Польшу, Германию, Австрию, Венгрию, Великобританию. Несколько "коллекционных" точек существует в Румынии и даже в США. А в конце 2007 года первые туристические марки появились и в Украине. Туристические марки в Украине. Сакральные памятники Еще два года назад в Украине никто и не слышал о существовании системы ТМ в европейских странах. Так же, мало кто в Западной Европе может представить себе, сколько ценных и разнообразных достопримечательностей можно увидеть у нас. Отныне туристические марки появились в Украине. "Привоз" их, то есть начал развивать в Украине систему туристических марок, Владимир Гулин-Мигалец. Чешский скаут с многолетним стажем, он прожил несколько лет в индейском типи, зарабатывает на жизнь производством монгольских юрт, объездил Африку, Азию и Америку, а последние два года больше путешествует по Украине, которая пришлась ему по душе. С помощью туристических марок он пытается познакомить своих соотечественников с прелестями нашей страны, а украинцам привить азарт к охоте на "трофеи", выдуманные в Чехии. Тематика ТМ - самая разнообразная: это и замки и крепости, и дворцы, и музеи, и геодезические памятники, например, знак "Географический центр Европы". Среди первых ТМ, посвященных природным достопримечательностям - "Синевирское озеро" и "Гипсовая пещера Млынки", а наиболее экзотической пока остается ТМ о единственной в Европе действующей водяной кузнице "Гамора", что в закарпатском селе Лисичево. Но одну из самых многочисленных категорий среди украинских ТМ, занимают, конечно же, памятники сакрального искусства, которыми так богата наша страна. Это старинные, наиболее выдающиеся с историко-архитектурной точки зрения монастыри, храмы, церкви, синагоги. Иногда на ТМ попадают и относительно "молодые", но удивительно оригинальные храмы, происходящие из первой половины ХХ в. В частности, это церковь св. ап. Петра и Павла 1938 года в Косовской Поляне на Закарпатье, что является уникальным образцом архитектурного стиля чешского функционализма на нашей территории. Создана туристическая марка и для Марийского духовного центр в Зарванице - месте массового паломничества и туризма. Специально для Украины пришлось ввести новые категории, которых нет в других странах, где действует система ТМ. Так, например, возникла категория "Пещерные монастыри и храмы", которая охватит объекты от Надднестрянский скальных храмов в киевские лаврских пещер. Существует уже две марки этой категории, посвященные древним пещерным храмам в Монастырке и Рукомыше на Тернопольщине. Отдельная категория была созданя для деревянных храмов, бесценных памятников, которые являются едва ли не наиболее аутентичной частью нашего национального культурного наследия. Ни одна страна Европы не имеет такого разнообразия и такого количества деревянных храмов, как Украина. До сих пор уже вышло более полутора десятка ТМ, посвященных деревянной архитектуре, а в ближайших планах их еще больше. Коллекционер, который соберет десятку ТМ с номерами, идущие по порядку (например, с № 11 по № 20) и пришлет отрезные бумажные купоны от них в адрес проекта, получит премиальную ТМ, которую невозможно купить. В отличие от других стран, где на премиальных ТМ изображают обычно нейтральные сюжеты (например, знаменитых королей), у нас их решили посвятить острой теме - потерянным украинским памятникам. Некоторые из них сгорели, некоторые были уничтожены в советское время, остальные погибли уже в годы независимости. Напоминание о достопримечательностях, утерянных безвозвратно, послужит предостережением относительно тех, которые сегодня находятся на грани гибели, но еще могут быть спасены. Какую пользу приносят ТМ? Следует отметить, что, помимо коммерческой составляющей, главная задача проекта - это содействие внутреннему туризму и популяризация памятников. ТМ образуют единую систему, и за счет этого популярные и посещаемые объекты (как, например, Киево-Печерская лавра или Мукачевский замок) "потянут за собой" менее или совсем малоизвестные. Путешественник, который случайно приобрел марку в Софии Киевской, заинтересовался и посетил сайт "Туристических марок", с удивлением откроет для себя какую-то деревянную церквушку, спрятанную в Карпатских горах, или костел на Тернопольщине, совсем рядом с которым он когда-то проехал, не зная о его существовании, или пещерный храм, удаленный от автострад. Такие "открытие" очень нужны для самих этих памятников. Ведь чем больше огласки, тем труднее "забыть" о памятнике, который находится в затруднительном положении. Именно для этого, например, был создан ТМ старинной, с XVI века, церкви Рождества Богородицы в Стебливце, сгоревшей в 1994 г. и с тех пор 15 лет (!) стоит руиной. Ее уже давно "списали", и в путеводителях пишут: "церкви нет, сгорела". На самом же деле храм есть, он до сих пор держится за жизнь и производит неизгладимое впечатление. Поэтому на одной стороне ТМ изобразили стройный силуэт церкви до пожара, на втором - вид руин. По крайней мере, это заставляет задуматься...
На сегодня в Украине уже действует около 70 туристическо-марковых мест (Закарпатье, Тернопольщина, Львовщина, Черниговщина, Винниччина), активно добавляются следующие. Постепенно система должна охватить все без исключения регионы страны. Команда проекта всегда заинтересована в общении с единомышленниками. В частности, готовы и к сотрудничеству с настоятелями старинных храмов, которые могут стать новыми туристическо-марковыми местами. Контакты участников проекта приведены на сайте "Туристические марки - Украина". Имеют ли туристические марки будущее у нас в Украине? Несомненно, да - считает господин Владимир: если эта система смогла прижиться и привлечь к интересным аттракциям туристов из многих европейских стран, то нет никаких оснований, чтобы это не произошло и в богатой на памятники природы и архитектуры Украине. А с коллекционерской игры может вырасти и нечто гораздо больше. Как ни странно, именно маленькие деревянные кружочки могут стать поводом для иностранных туристов, которые еще не были в Украине, приехать и узнать, что Европа не заканчивается на границе ЕС. Источник: http://zakarpattya.net.ua
| |
Категория: ЗАКАРПАТЬЕ, ПРЕДКАРПАТЬЕ | Просмотров: 642 | | |
Всего комментариев: 0 | |