ПАРХОМОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ им. П.Ф. Луньова
В этот раз мы не стали изобретать велосипед, создавая сложный маршрут для покорения неизведанных далей нашей родины, а решили пойти по пути наименьшего сопротивления и воспользоваться предоставленной возможностью, с удобством и комфортом "повидать" достояние глубинки Харьковской обл. (с.Пархомовка) - художественный музей, где собраны произведения искусства мирового значения.
В Краснокутском районе Харьковской области расположено село Пархомовка. История села насчитывает почти 300 лет и достаточно интересная.
В XVII столетии хозяином Пархомовского поместья был полковник Перекрестов. Позже Екатерина II подарила село Пархомовку, вместе с крестьянами генеральскому поручику графу Подгоричани. Пархомовский музей как раз и размещается в особняке графа. Полуитальянец Подгоричани построил нечто в стиле итальянских палаццо и умер, а Пархомовка получила статус государственной экономии. В конце XIX столетия Иван Герасимович Харитоненко построил в селе один из заводов своей «сахарной империи».
Главным сахорного завода Харитоненков был Северин Малевич, отец известного художника. Сам Казимир Малевич здесь же в Пархомовке закончил сельскохозяйственное училище, состоящее из 2-х классов.
Но известна Пархомовка в первую очередь своим музеем, история создания которого не менее интересна, чем история села: он был основан в 1955 году по инициативе учителя истории, почитателя старинной культуры и искусства Панаса Федоровича Лунева, имя которого в настоящее время хорошо известно не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
Первая экспозиция музея состояла из личной коллекции книг и художественных произведений П.Ф. Лунева.
Но откуда же картины, стоящие целое состояние?..
Страсть к коллекционированию у Лунева была еще до войны. Но поначалу его интересовали только книги. А поселившись в Пархомовке, он познакомился с харьковской барахолкой при Благовещенском рынке (по-харьковски — на Благбазе).
Эту торговую структуру прикрыли в начале 50-х, но сразу после войны она процветала. Здесь было все, причем в самых неожиданных сочетаниях. Рядом с гвоздями мог продаваться старинный фарфор, иглы для примусов и раритетные книги…
Вообще об истории некоторых экспонатов в музее рассказывают целые легенды. К примеру, взять портрет кайзера Вильгельма I. Как-то один из школьников нашел в бабушкином чулане и принес для музея картину в красивой золоченой рамке. Все посмотрели и решили, что, кроме рамки, заурядная яркая репродукция какого-то пейзажа и гроша ломаного не стоит. Но каково было всеобщее удивление, когда, сняв стекло и вытащив картину из рамки, под бумажной репродукцией обнаружили холст Ленбаха. Как оказалось, картину привез с войны дед мальчика. Ее сперва повесили на стене, а потом бабушка решила, что дети будут бояться изображенного на черном фоне седого грозного мужчину, и закрыла кайзера красивой, по ее мнению, вырезкой из журнала.
ПОРТРЕТ КАЙЗЕРА ВІЛЬГЕЛЬМА І. Франс фон Ленбах
У большинства людей все мысли были о хлебе насущном, поэтому предметы искусства продавались дешево. На этой барахолке Лунев приобрел картины «Кавказский пейзаж» Ярошенко и «Сбор водорослей в Бретани» Гомеса, там же однажды набрел на акварели братьев Александра и Альберта Бенуа. Старик-продавец еще поинтересовался: «Скажите, эти картины будут висеть в хорошем доме?». Лунев его заверил, что в подходящем. Школьный музей был очень хорошим домом для этих акварелей и многого другого.
Гірський пейзаж (Кавказ). Ярошенко М.О. Папір, акварель. 18х25. Дар О.В. Лисогоренко
Однажды в пархомовской школе он устроил выставку репродукций картин Третьяковской галереи. На ней побывало все село. Чувствуя интерес людей, Лунев решился на весьма дерзкое предприятие. Он написал письма известным художникам, руководителям ведущих музеев страны с просьбой помочь сельскому школьному музею с экспонатами. Мотивировал просьбы тем, что тысячи произведений искусства хранятся в музейных запасниках и их никто не видит. Харьковский художественный музей откликнулся одним из первых, а дальше — пошло. Возникла своеобразная цепная реакция. Чем больше художников, коллекционеров, деятелей культуры узнавали о музее в сельской школе, тем больше появлялось экспонатов.
Кстати, сама коллекция не всегда располагалась в нынешнем здании. Когда к музею пришла первая слава, он располагался в бараке, в темных и тесных комнатах. Впервые его показали по телевидению в 1963 году. Явилась съемочная группа из Харькова.
Режиссер осмотрел барак и сказал: «Нет, здесь снимать нельзя». Присутствовавший секретарь райкома очень расстроился, а Лунев предложил перенести экспонаты в бывший особняк, где как раз освободилось место. Чтобы не ударить в грязь лицом, местное начальство перед показом решилось временно разместить коллекцию в бывшем помещичьем доме, старинном особняке XVIII столетия. Восемь комнат первого этажа были отданы под экспозицию. А когда съемки закончились, решительный Лунев отказался вынести коллекцию из помещения, которое действительно было достойно такого художественного собрания. Когда местное начальство стало «наезжать», то пообещал сообщить в обком, что с ведома районных властей по телевидению показали «липу». Скандала не было. Коллекция осталась в особняке, а в 1987 году под экспозицию отдали и второй этаж здания.
Практическую и методическую помощь оказывали художественный и исторический музеи Харькова.
Постепенно наладились связи с Эрмитажем, Музеем изобразительного искусства им. О.С. Пушкина, Союзом художников СССР, Объеденением музеев Московского Кремля, Русским музеем, в Ленинграде, Третьяковской галереей, Дрезденской картинной галереей, берлинским «Bode-Museum».
Много лет музей поддерживал теплые отношения с выдающимися мастерами изобразительного искусства С.Т. Коньонковым, В.А. Фаворским, М.М. Ромадиным, Е.В. Вучетичем, Б.М. Неменским, И.С. Ижакевичем и другими.
Следует отметить, что больше 30 лет музей существовал на общественных началах, штатных работников не было. Ближайшими помощниками Панаса Федоровича Лунева стали его ученики, которых он сначала объединил в кружок «Юный историк», а позже в историко-искусствоведческий клуб «Радуга».
В 1987 году Пархомивский музей стал автономным отделом Харьковского художественного музея.
В настоящий момент Пархомовский художественный музей - один из наилучших музеев Украины. Его коллекция имеет уникальные произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, ценные материалы из археологии и этнографии и в целом насчитывает больше 6,5 тысяч экспонатов основного и научно вспомогательного фонда.
Экспозиция музея построена по историко-хронологическому принципу. К XVI — XIX векам относятся произведения отдела иконописи. Обращает на себя внимание икона XVII век «Христос, который благословляет». В ней блестяще проявились декоративная красота, мастерство в решении композиции и колорита, присущие иконописи этого периода.
Фигура Христа обведенная красивыми плавными линиями, чистота и звучность красок создают необычайно праздничный цветной аккорд. Тонкостью и виртуозностью выполнения отличается икона XVII века «Минея на сентября-декабря». Поражает точность передачи мельчайших деталей одежды и лиц на миниатюрных фигурах. Икона будто создана для любования вблизи.
Пархомовский музей владеет интересным собранием станковой живописи и графики XVIII - XIX веков. Особенного внимания заслуживают работы выдающихся мастеров И. Айвазовского, Т. Шевченко, И. Репина и замечательные портреты XVIII — XIX веков, в которых глубокая психологичность образа достигается четким рисунком, сдержанной цветной гамой.
В музее представленные работы художников - учасников Общества передвижных художественных выставок, деятельность которых значительно повлияла на развитие русского демократического искусства. Произведения И. Левитана, И. Шишкина, Ю. Волкова, К. Крижицкого подкупают искренностью, высоким живописным мастерством. Быт и культура народов разных стран представлены в етнографичних работах известного мастера батальной живописи В. Верещагина.
К произведениям такого рода принадлежит картина «Восточный интерьер». Лирическая трактовка сельской темы характерна для портрету А. Архипова «Девушка в розовом». Привлекают зрителей графические произведения В. Серова, живописный этюд «Церковь» М. Рериха.
Представление о направление деятельности художественного объединения «Мир искусств» дают работы О. Головина: эскиз завесы к представлению «Маскарад» М. Лермонтова и картина «Дамы на прогулке», — а также «Портрет девушки-татарки» О. Бенуа.
Значительная часть экспозиции посвящена изобразительному искусству XX века. Рядом с работами В. Маяковского, К. Малевича, В. Кандинского особенное место занимают произведения живописи, графики, скульптуры, подаренные музею современными художниками: К. Юоном, Ю. Пименовым, М. Сарьяном, И. Ижакевичем, С, Коненковым, В. Фаворским, Е. Вучетичем, М. Ромадиным, С. Чуйковым, В. Касияном, Е. Кибриком, Б. Неменским и другими.
Очень разнообразный и интересный отдел зарубежного искусства музея, где экспонируются памятки искусства разных времен и стран: давнеегипетска пластика, античные произведения, декоративно-ужиткове искусство Индии, Китая, Японии.
Значительное место в коллекции принадлежит произведениям живописи и графики немецких, французских, итальянских, голландских, американских художников. Один из талантливых учеников Рембранта - Фердинанд Боль представлен волшебным «Портретом девочки».
В сдержанной мягкой манере, мелкими мазками, которые якобы расплываются, Боль передает тонкие градации полутеней. Работа «Виды города Рима. Форум» принадлежит неординарному художнику Джованни Пиранези — граверу, художнику, архитектору, археологу, издателю-популяризатору античности. «Рембрантом руин и архитектуры» современники называли Пиранези не только за живописность его графики но и за скрытый героический пафос.
Изобразительное искусство XX века тесно связано с именем Пабло Пикассо, графические и керамические произведения которого представлены в экспозиции. Свою деятельность керамиста Пикассо начал почти в 70-летнему возрасте. Древний художественный промысел в его интерпретации приобрел характер импровизации, его изделиям присущи живописная легкость и подвижность. Такими является ваза «Сова» и декоративная тарелка «Ныряльщки». Расщедрился друг художника, журналист и писатель Илья Эренбург.
В музеи цитируют письмо Ильи Эренбурга художнику:
Извини, Пабло, но твои работы я подарил какому-то деревенскому учителю, в его деревенскую галерею. Я думаю, они там нужнее. Ты меня поймешь.
В музее есть небольшой историко-этнографический отдел, где находятся памятники местной истории и культуры: орудия труда, предметы быта XIX — XX веков, вышивка, народная картина, керамика.
В 2008 году Пархомивскому художественному музею было присвоено имъъя его основателя Панаса Федоровича Лунева — педагога, музее¬знавця, заслуженного работника культуры Украины.
Сегодня коллекция Пархомовского художественного музея за своей художественной ценностью не поступаеться многим областным музеям. Музей превратился в настоящую казну искусств и продолжает вести широкую культурно-образовательную работу.
Р.S. Мы надеемся, что эта информация даст Вам немного представления об этом великолепном месте "любви и преданности к искусству" и подтолкнёт к его обязательному посещению.
Как добраться из Харькова:
1) На авто: добираемся до пгт. Краснокутск (около 100 км.). В центре вы увидите поворот направо в гору. Едим по этой дороге до населённого пункта с. ПАРХОМОВКА.
2) Своим ходом: Маршрутка с Автовокзала на Центральном рынке до Краснокутска. А там с центра отправляется автобус (перед поворотом на гору, возле самолёта) до с. Пархомовка.
Если Вы всё-таки соберётесь отправиться на машине, то можно будет по дороге посетить:
В с. Пархомовка нужно посмотреть:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ
НА ОКОЛИЦІ ІТАЛІЙСЬКОГО МІСТЕЧКА. Іванов Олександр Андрійович. Папір, акварель. 16х23,5см. Дар О.В. Лисогоренко
БУРЕЛОМ. Шишкін Іван Іванович. Папір, офорт. 48,5х33 см. та СОСНИ. ЕТЮД Шишкін І.І. Папір, олівець. 23,5х38 см.
СЦЕНА З СІЛЬСЬКОГО ЖИТТЯ. Ковалевський Павло. Йосипович. Полотно, олія. 61х75 см. Передано Всесоюзним виробничо-художнім комбінатом ім. Є.Вучетича, Москва.
МОНАХ ЗА ЧИТАННЯМ. Венінг Павло Карлович. Полотно, олія. 60х42см. та СЕСТРА БЕАТРІЧЕ. Мартинов Дмитро Никифорович. Полотно, олія. 45х31см. Передано Всесоюзним виробничо-художнім комбінатом ім. Є.Вучетича, Москва.
ПЕЙЗАЖ З РІЧКОЮ. Левітан Ісаак Ілліч. Полотно, олія. 50х74см. Передано Всесоюзним виробничо-художнім комбінатом ім. Є.Вучетича, Москва.
РІЧКА КУРА. Ярошенко Микола Олександрович. Папір, акварель. 21,5х31см. Дар О.В. Лисогоренко
НАТЮРМОРТ. Сєров Валентин Олександрович. Картон, акварель. 14х17,5см
ЗИМОВИЙ ПЕЙЗАЖ. Крижицький Костянтин Якович. Папір, акварель, гуаш. 35х54 см. Передано Всесоюзним виробничо-художнім комбінатом ім. Є.Вучетича, Москва.
НАТЮРМОРТ. Машков Ілля Іванович. Полотно, олія. 37,5х55,4 см. Передано Всесоюзним виробничо-художнім комбінатом ім. Є.Вучетича, Москва.
ЕСКІЗ ДО КАРТИНИ "ЕЛЕГІЯ". Васнецов Аполлінарій Михайлович. Картон, олія 18х40см. Дар художника Б.М. Неменського
СПОКІЙ. Кандинський Василь Васильович. Папір, акварель. 35х39 см. Дар П.Ф. Луньова
СУПРЕМАТИЗМ 65. Малевич Казимир Северинович. Папір, акварель. 34х28см. Дар П.Ф. Луньова. та ГОДУВАННЯ КУРЕЙ. Паула Фрейберг. Папір, акварель. 30,6х23 см.
СІМ ПАР ЧИСТИХ. ЕСКІЗИ КОСТЮМІВ ДО П'ЄСИ В.В. МАЯКОВСЬКОГО "МІСТЕРІЯ-БУФФ". Маяковський Володимир Володимирович. Папір, гуаш, білила, аплікація. 68х117см. Передано Всесоюзним виробничо-художнім комбінатом ім. Є.Вучетича, Москва.
СІМ ПАР НЕЧИСТИХ. ЕСКІЗИ КОСТЮМІВ ДО П'ЄСИ В.В. МАЯКОВСЬКОГО "МІСТЕРІЯ-БУФФ". Маяковський Володимир Володимирович. Папір, гуаш, білила, аплікація. 68х117см. Передано Всесоюзним виробничо-художнім комбінатом ім. Є.Вучетича, Москва.
ПОРТРЕТ ДІВЧИНИ. Яблонська Тетяна Нилівна. Полотно, олія. 84х64см. та НА СЕНЕЖІ. БАЛКОН. Нісський Георгій Георгійович. Картон, олія. 70х47см. Дар Спілки художників СРСР, Москва.
РОСТОВ ВЕЛИКИЙ. ЕТЮД. Юон Костянтин Федорович. Папір, гуаш. 31х48,6см. Дар автора
ДІВЧИНКА. Піменов Юрій Іванович. Дерево, олія. 59х38см. Дар автора та ВУЛИЦЯ В КИСЛОВОДСЬКУ. Ряжський Георгій Георгійович. Полотно, олія. 70х60см.
ГІРСЬКИЙ ПЕЙЗАЖ. Рейнгард. Дерево, олія. 47х59 см. Передано Державним Ермітажем, Росія
Источники:
2.Буклет "Пархомівський художній музей ім. П.Ф. Луньова", Автор-укладач Семенченко О.А., редактор Мизгіна В.В,
| |
| |
Просмотров: 9700 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |
| |