Пам'ятник споруджений в 1802—1808 роках.
Автор пам'ятника — відомий київський архітектор А.І. Меленський.
Пам'ятник був поставлений на честь повернення місту в 1797 році Магдебурзького права, яке воно вперше дістало ще у XV столітті. Зводився він коштом самих киян.
«…Верхняя часть монумента, имеющая колоколообразную форму, уже нынешним летом (1887 год) была перекатана какими-то шалунами через всю площадку на Трехсвятительскую улицу, остальные же тяжелые гранитные части только сдвинуты с места и перевернуты: это две спаянные между собою четырехугольные плиты и несколько удлиненный куб из гранита же, на одной из стенок которого большими винтами прикреплен железный лист, как видно с надписью, от которой остались следы: дыры, к которым были прикреплены буквы. Их уже нет, и даже сам лист полуоторван от камня и согнут».
Городская комиссия, в ведении которой находился парк «Владимирская горка» (о создании этой комиссии будет сказано ниже), осмотрев руины памятника, признала его заслуживающим восстановления и сохранения. Однако памятный знак так и не был восстановлен. В канун празднования 900-летия Крещения Руси его гранитные части были куда-то перемещены и дальнейшая их судьба неизвестна.
Тут Н. Закревский явно иронизирует по поводу подписанной в 1801 году императором Александром І жалованной грамоты о возвращении Киеву прав на самоуправление, которые через тридцать три года были окончательно отменены указом императора Николая І . Этот указ «о преобразовании управления города Киева», изданный 23 декабря 1834 года, приводится в уже упоминаемой выше работе историка В. Щербины:
«…В особом Нашем внимании к благосостоянию города Киева, желая всемерно способствовать успехам населения, его промышленности, признали Мы нужным обозреть в подробности настоящий порядок его управления. Из сведений по сему, Нам представленных и в Государственном Совете подробно рассмотренных удостоверяясь, что сей порядок не соответствует существенным выгодам города, и что права, некогда ему данные и на первый случай впредь до усмотрения подтвержденные, одни давно уже сами собой прекратились, другие же в течение времени и с переменою местных обстоятельств изменясь в их действии обратились во вред и отягощение целому составу городского общества, признаем Мы за благо согласно мнения Государственного Совета постановить:
• Для управления городских хозяйственных дел, учредить в Киеве по примеру других городов Российской Империи Городскую Думу на основании Городового Положения и последующих узаконений. Затем Городскую Комиссию, ныне там существующую упразднить, а дела ее передать в Думу.
• Магистрату города Киева как в образовании его по выборам, так и в порядке его дел и в отношениях к губернскому начальству и судебным местам присвоить те права и обязанности, какие присвоены прочим магистратам, на основании общих законов.
• Освободить городское общество от содержания городской стражи, состоящей из 2000 пехоты и 500 человек конницы с артиллериею, как от повинности для благоустройства города по настоящему его положению бесполезной.
• С отменой сей повинности, хотя бы, по общему порядку, все мещане города Киева подлежали отправлению рекрутской повинности, но по уважению того, что некоторые из них пользовались уже от оной изъятием оставить в сей повинности тех только лиц, кои быв прописаны к городу Киеву после ревизии 1782 года, доселе оную отправляли; со старожилов же в ревизии 1782 года записанных и семейств их в каждый рекрутский побор по губернии взыскивать по 1000 рублей деньгами за всякого причитающегося с них рекрута, и деньги сии не внося в казну обращать в городской доход и употреблять в пользу самого города и в пособие к благоустройству. При сем не воспрещается городскому обществу отдавать мещан в рекруты и натурою по общественным приговорам, на общем основании существующих до сего правил, но без зачета их в денежную рекрутскую повинность, как следующую не в казну, а в городской доход, и предназначенную в пользу самого города.
• Как по общим законам за бесчестие словом, письмом или делом городскому обывателю учиненное положено определенное в законе взыскание, то и мещане города Киева имеют все без изъятия пользоваться сим правом во всей его силе; тем же из них кои отправляли доселе городскую службу и пользовались так называемым шляхетским бесчестием вместо оного пользоваться по жизни их правом взыскания за бесчестие им нанесенное против прочих мещан по окладу вчетверо»).
Можно предположить, что, с 1834 года, упоминание прежнего, «магдебургского» названия памятника стало своеобразным проявлением совершенно недопустимого вольнодумства, поскольку теперь это название напоминало либо о дарованном некогда Киеву праве на независимость, либо о горестной утрате таковой.
«В продолжение 17-ти лет этот жалкий вид представлялся взору проезжающих и проходящих по Крещатицкому спуску и прибывающих в Киев по набережному шоссе.
Делу обновления положил начало еще в 1860 году киевский мещанин Н. Демиденко. Этот молодой артист – скрипач, руководствуясь благочестивыми чувствами, решился дать два концерта на скрипке для сбора денег на обновление давно запущенного памятника. В его религиозном намерении принял участие хор митрополичьих певчих. На следующий (1861) год, по окончании крестного хода, городское общество приступило к пожертвованиям, и собрало до 500 рублей серебром».
Здесь речь идет о том, что после состоявшегося в 1861 году водосвятия, городское общество объявило сбор средств на сооружение церкви, которой решено было заменить, установленный на предполагаемом месте крещения сыновей князя Владимира памятник. Однако собранных по подписке 500 рублей было явно недостаточно для сооружения храма, и тогда горожане приняли решение использовать их на обновление памятника.
«В 1862 году мещане Ищенко и Демиденко (отец артиста) занялись возобновлением памятника и произвели следующие починки:
После долговременной остановки, 15-го июля 1861 года совершился в Киеве необыкновенно торжественный обряд освящения воды в Крещатицком источнике. Величественный крестный ход от Десятинной церкви соединился с таким же ходом из Михайловского, потом из Пустынно-Николаевского и Лаврского монастырей. В нем участвовало духовенство от всех Киевских церквей. Весь этот священный собор направился к Священному Крещатицкому месту, на котором совершено освящение воды.
«Трогательное пение канона древним Лаврским напевом, далеко уносимое ветром по горам и водам Днепра, развевающиеся многочисленные хоругви, священнослужители в блестящих облачениях, ряд за рядом поступавшие, и наконец маститый архипастырь с крестом на главе, последуемый высшими военными и гражданскими сановниками и вид многих тысяч народа, представлявшихся в одной перспективе – все сие переносило многих мысленно ко временам Крещения Киевлян; многим виделись в этой процессии Царицыно и Корсуньское духовенство, бояре и дружина св. Владимира и необозримые толпы народа, по этому же пути устремлявшиеся некогда к водам Русского Иордана.
В половине первого часа началось водоосвящение. Народ покрыл все окрестные возвышенные места:
Михайловскую гору с ее террасами; гору у Царского Сада, Александровский спуск и набережное шоссе;
Живые гирлянды унизывали бока гор, среди которых находится ущелье и фонтан, сосредоточивший теперь на себе благоговейные взоры Киевлян». (18, 19)
«…художник Гуцлав, занимающийся цементными работами по Владимирскому собору и Андреевской церкви представлял рисунок весьма изящной чаши из цемента для воды внутри часовни Владимирской….
Весь водоем в виде чаши и помост около из разноцветных плит цемента….
Это необходимое украшение самой часовни, куда стекается такое множество народа со всех концов России».
В следующем, 1867 году по предложенному художником Гуцлавом рисунку
мастер К. Быков выполнил работы по устройству в часовне под памятником:
«…из цемента резервуара наподобие восьмигранной чаши, в центре коего стоит бассейн в виде миниатюрной отвесной горы, украшенной искусственными растениями, из которой посредством провода постоянно струится вода».
Одновременно с этими работами в середине часовни и вне ее, со стороны Днепра, было выстелено новое покрытие пола, выполненное из разноцветного цемента. Обновлен был пол и во всей окружающей часовню галерее, входы в которую теперь прикрывали граненые двери. Специально приобретенная чугунная фигурная печь обогревала часовню в зимнюю пору года. Вокруг памятника было устроено ограждение и разбиты палисадники.
В последующие годы памятник периодически ремонтировался, что впрочем, существенно не изменило его внешний вид.
НЕМНОГО ФОТО:
Памятки архитектуры национального значения г. Киев